expertmus (expertmus) wrote in rublev_museum,
expertmus
expertmus
rublev_museum

Бог «Троицу» любит


Андрей Рублев
17/30 октября отмечается день памяти Андрея РУБЛЁВА

http://novved.ru/templates/bizrule/images/logo.jpg

Нет в российской истории человека более знаменитого и менее известного, чем иконописец Андрей Рублев. Но имя его в 1988 году канонизировано Поместным собором Русской православной церкви, и уже не принято сомневаться в том, что с этим именем связано.

А ведь в летописях его имя встречается всего два раза. Точнее — в Троицкой летописи, сгоревшей в 1812 году, но восстановленной «по записям Карамзина».

Первая «восстановленная» запись относится к 1405 году: почаша подписывати церковь каменную святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, что ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев. Вторая — к 1408 году: мая в 25 начаша подписывати церковь каменную великую оборную святая Богородица иже во Владимире повелением князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев. Всё! Остальные биографические свидетельства из житий святых и сказаний. Да еще монастырские документы — о передаче неназываемых «икон Андреева письма».

Например, кощунственным рассматривается вопрос об авторе иконы ХV века «Святая Троица», перевернувшей представления и канон церковной живописи на Руси — отказ от византийского стиля. Крупнейший специалист по древнерусской и византийской иконописи профессор Виктор Лазарев писал, что рублевская «палитра отличается не только своим предельно высветленным характером, но и редкой прозрачностью. Странным образом она напоминает палитру одного из величайших итальянских колористов — Пьеро делла Франческо» («Византийское и древнерусское искусство», 1978). И это наблюдение уютно ложилось в русло версии, что автором «Троицы», возможно, был кто-то из последователей итальянца Джотто ди Бондоне (1267–1337), которого на Руси не знали в ХV веке.

Почему же все-таки Рублев? Потому что так будто бы постановил Стоглавый церковно-земский собор в 1551 году. Стоглавым он называется потому, что принял якобы 100 решений, которые и составили сборник «Стоглав». Правда, в первом издании материалов собора (Казань, 1862) было указано: «Эта книга (Стоглав) — составлена кем-нибудь, может быть, даже членом Стоглавого собора (1551 г.), но уже после собора, из черновых записок, бывших или приготовленных только для рассмотрения на соборе, но не рассмотренных (всецело), не приведенных в формы церковных постановлений, не утвержденных подписями и не обнародованных для руководства».

Ладно, эту деталь опустим. Итак, в «Стоглаве» — о Рублеве (глава 41, вопрос 1): У святей Троицы пишут перекрестие ови у среднего, а иные всех трех. А в старых письмах и в греческих подписывают святая Троица, а перекрестья не пишут ни у единого. А ныне подписывают у среднего Иисус Христос да святая Троица. И о том разсудити от божественных правил, како ныне то писати. И о том ответ. Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочий пресловущии живописцы, и подписывати святая Троица, а от своего замышления ничтоже претворяти. Как видите, прямого указания на то, что знаменитую «Троицу» для Троице-Сергиевой лавры писал именно Рублев, нет.

Но кто-то увидел. И настоял, дескать, это его стиль, рублевский. А ведь когда в 1904 году придворный реставратор Николая II Василий Гурьянов взялся поновлять эту икону, он пришел в ужас: «Мы увидали икону, совершенно записанную… На ней фон и поля были санкирные, коричневые, а надписи золотые новые. Все одежды ангелов были переписаны заново в лиловатом тоне и пробелены не краской, а золотом; стол, гора и палаты вновь переписаны… Оставались только лики, по которым можно было судить, что эта икона древняя, но и они были затушеваны в тенях коричневой масляной краской» («Две местные иконы св. Троицы в Троицком соборе Свято-Троицко-Сергиевой лавры и их реставрация», 1906). И только сняв все слои поновления и записей, какие возможно, реставратор увидел чудо. Тогда-то и началось победное шествие Рублева.

А ведь теперь невозможно представить, что до начала ХХ века Рублев был «одним из». И что возникновению Музея имени Андрея Рублева в Москве мы обязаны товарищу Сталину, который после войны очень благоволил к церкви, и 10 декабря 1947 года подписал постановление Совета Министров СССР № 3974 о создании «историко-архитектурного заповедника имени русского художника Андрея Рублева на территории Андроникова монастыря». Заповедника, правда, нет по сей день, но музей в наличии.

Может быть, на появление постановления повлияла близость круглой даты — 520 лет со дня смерти? Отнюдь! В 1947 году научная общественность приняла к сведению и вере, что Рублев скончался 11 февраля (29 января) 1430 года.

Это было доказано в докладе известного советского реставратора Петра Барановского на объединенном заседании Сектора архитектуры и Сектора живописи Института истории искусств АН СССР, сделанном 11 февраля 1947 года. В нем исследователь обосновал дату, основываясь на восстановленной (опять!) надписи с надгробной плиты, якобы найденной (плита, конечно, не сохранилась) в начале 1780-х годов в соборе Андроникова монастыря.

Пересказывать путь и логику исследователя сегодня место не позволяет. Приведу только текст, скопированный с первоначальной надписи: Лета 6938 (1430. — Г.Р.) ... чен... ка Игнат... Богоносца ... с суббот... нощи... нь... Андрей... писаша иконы свят... м... прозв... Рублев ... схиме ... зело украшен ... бытия в сем ... А вот реконструированный текст: Лета 6938 генваря в 29 день на память преподобного отца нашего мученика Игнатия Богоносца перенесения мощей с субботы на воскресенье в ... часу нощи преставися инок Спасо Андроньева монастыря Андрей преизрядно писаша иконы святых приснопамятный муж прозванный Рублев скончался в схиме добродетелми зело украшен его бытия в сем мире ... лет и погребен бысть на сем месте. На мой взгляд, граф Монте-Кристо отдыхает, ведь Барановский не имел подлинника надписи, а значит, не знал, к примеру, даже расстояния между буквами. Как же вычислил 29 января? Не 25, не 10, не 30…

Правда, Барановский обосновывает дату ссылкой на русский Месяцеслов (подробности опустим, они — в докладе). Но что занимательно! 48 лет спустя в сборнике «Памятники культуры. Новые открытия» (1995) авторитетный исследователь творчества Рублева проф. Олег Германович Ульянов обопрется на тот же самый Месяцеслов, и сославшись, что после того, как были «новые исследования русского православного месяцеслова применительно к сохранившимся хронологическим указаниям, стало возможно точно определить дату кончины преп. Андрея Рублева — 17 октября 1428 года».

Иного пока не дано. Стало быть, помянем преподобного Андрея в указанный срок. Кстати, научно доказано, что кисти Рублева принадлежат, кроме «Троицы», фрески в Успенском соборе Владимира…

Опубликовано 28.09.2012 10:36: http://novved.ru/istoriya/3543-bog-troitsu-lyubit.html

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество – сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

@ Музей Андрея Рублева

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: #МузейАндреяРублева, #МузейРублева, #Православие, #икона, #иконопись, #музей_имени_Рублева, andrei rublev, Андрей Рублев, Андроников монастырь, Русская Православная Церковь, СМИ о ЦМиАР, древнерусское искусство, лекторий, могила прп. Андрея Рублева, прп. Андрей Рублев († 1428), святыня, чудотворная икона
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments