expertmus (expertmus) wrote in rublev_museum,
expertmus
expertmus
rublev_museum

Categories:

16/29 января – поклонение честным веригам св. ап. Петра




Тропарь св. верховному и первому апостолу Петру (поклонение честным веригам aп. Петра), глас 4:

Рима не оставль, к нам пришел еси / честными веригами, яже носил еси, апостолов первопрестольне. / Имже верою покланяющеся, молимся: / твоими к Богу молитвами // даруй нам велию милость.

Кондак, глас 2:

Камень Христос, каменя веры прославляет светло,/ учеников первопрестольника:/ созывает бо вся праздовати Петре,/ чудеси твоея честныя вериги,// и подает согрешений прощение.

Ин кондак, глас 2:

Верховнаго и перваго Апостолов,/ истины божественнаго ученика,/ Петра великаго восхвалим,/ и того верою целуем вериги,// прегрешений разрешение приемлюще.

В Риме, славном граде св. верховного и первого апостола Петрa, на знаменитом Эсквилинском холме, находится древняя базилика, которая называется «церковь апостола Петра в Веригах» (Chiesa di S. Pietro in Vincoli; Piazza S. Pietro in Vincoli, 4a), потому что в ней хранятся честные вериги святого и всехвального апостола Петра. Это железные цепи, в которые дважды был закован апостол Петр за проповедь о Христе: первый раз в Иерусалиме по приказу Ирода (Деян. 12, 1 - II); другой раз - в Риме в Мамертинской темнице, по повелению Нерона. Иерусалимские вериги, числом две, после чудесного освобождения апостола Петра из темницы, сохранены были христианами и передавались ими преемственно из рук в руки как драгоценнейшее сокровище.

В V в. эти вериги находились у Иувеналия, патриарха Иерусалимского, который в 439 г. подарил их августе Евдокии, супруге императора Феодосия II Младшего (408-450), за ее благочестие и любовь к палестинским святыням: http://expertmus.livejournal.com/84029.html

Царица Евдокия оставила одну веригу в Константинополе, а другую послала в Рим своей дочери, тоже Евдокии, которая была замужем за латинским императором Валентинианом III. Благочестивая, подобно матери, Евдокия с любовью приняла этот драгоценный дар и построила в 455 г. в Риме церковь в честь честных вериг апостола Петра, где и положила иерусалимскую веригу вместе с найденной в Риме другой веригой Мамертинской (Иерусалимская верига - малая, Мамертинская - большая).

По имени августейшей основательницы своей эта церковь именуется еще «базиликой Евдокиевой» (Basilica Eudossianna). Она была перестраиваема не один раз; в настоящий вид приведена в XVIII в. Во время раскопок были обнаружены остатки древней церкви, стоявшей здесь уже в III в.

После того было установлено совершать в Церкви 16 января праздник поклонения этим честным веригам. Впрочем, в Риме праздник вериг существовал уже в начале II в. в память Мамертинской вериги апостола Петра; а в V в. праздник сей был обновлен веригой, присланной из Иерусалима. В церковной службе, поемой 16 января, честным веригам апостола Петра усвояется сила, «связующая прелесть» язычества и неправоверия, «разрушающая злодейства вражия», «разрешающая страсти», «убивающая начальника злобы» (т.е. диавола) и «сокрушающая узы его». От честных вериг Петровых верующие «почерпают здравие телесе и души спасение». Свои вериги апостол оставил нам «в душевное благочестие». Ежегодно в 16 день января он воздвигает верующих «к духовной трапезе», на которой предлагает нам «честные свои вериги якоже снедь многоценну: недугов во врачевание, скорбящих во утешение, в пристанище обуреваемых».


Честные вериги Петровы хранятся в особом прозрачном ковчеге, стоящем внутри главного престола, устроенного на возвышении посредине церкви и обращенного лицом к молящемуся народу. Под главным престолом сооружен отдельный нижний придел, престол которого непосредственно примыкает к возвышению, на котором стоит верхний главный престол. Таким образом, ковчег с веригами апостола Петра находится между верхней доской главного престола и престолом нижнего придела. В этот нижний придел и нужно спуститься богомольцу, чтобы увидеть честные вериги Петровы. Спуск в нижний придел устроен из середины церкви. Спустившись, богомолец подходит к св. престолу, находящемуся в нижнем приделе; здесь горит неугасимо одна лампада.

Когда двустворчатые бронзовые дверцы, имеющиеся в передней боковой стороне верхнего придела, приходящейся как раз над престолом нижнего придела, будут растворены, тогда богомолец видит честные вериги Петровы через стеклянную дверцу ковчега, в котором они хранятся. Для лобызания эти вериги, к прискорбию, недоступны богомольцам в обычное время. Только в течение одной седмицы в году, с 1 по 8 августа нов. ст., они возлагаются на главном престоле для всенародного поклонения и лобызания.

По обеим сторонам престола в нижнем приделе устроены узенькие лестницы, ведущие в подземную пещеру. В этой крипте, в особом саркофаге почивают мощи семи братьев Маккавеев (память 1 августа), которые, как известно из ветхозаветной священной истории, пострадали в 166 г. до Р.Х. в Антиохии во время владычества над Иудеей Антиоха Епифана, сирийского царя, принуждавшего этих доблестных юношей к принятию идолопоклонства. В Священном Писании имена их не приведены, но по традиции именуют их так: Авим, Антонин (или Антоний), Гурий, Елеазар, Евсевон, Алии (или Ахим), Маркелл.

С левой стороны от главного входа во втором приделе находится запрестольная мозаичная чудотворная икона св. мученика Севастиана (память 18 декабря), мощи которого почивают в церкви его имени по Аппиевой дороге за стенами Рима (Chiesa di San Sebastiano fuori le mura). Создана эта икона в 680 г. в память избавления, по молитвам св. Севастиана, города Рима от свирепствовавшей в нем в том году моровой язвы. Мученик изображен, вопреки обычной традиции, старцем.

В церковной ризнице (Sacrestia) между прочим хранятся:
- честные мощи, св. мученицы Агнии (память 21 января), которые почивают и в церкви ее имени по Номентанской дороге.
- части крестов, на которых были распяты апостолы Петр и Андрей Первозванный.




В этой же церкви внимание богомольцев невольно останавливается на статуе огромных размеров, которая находится у стены направо от главного престола. Эта великолепная статуя, изваянная в 1513-1515 гг. великим Микеланджело, изображает св. пророка и боговидца Моисея. Как в лице, так и во всей фигуре Моисея, и в развевающейся волнистой бороде, и в волнующейся одежде его, видно особенно мощное и гневное выражение. Кажется, что пророк готов воспрянуть и опять сокрушить скрижали перед лицом непокорного народа. Подобие рогов на главе Моисея означает лучи света, которыми он был прославлен.

Кроме Рима, часть вериг святого и всехвального апостола Петра хранится в ризнице кафедрального храма в германском Трире, который был воздвигнут в XII в. на фундаменте разрушенного старого храма, основанного святыми равноапп. Константином и Еленой.

Опубликовано: СПУТНИК РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО БОГОМОЛЬЦА В РИМЕ. Описание римских, священных мест и находящихся в них вселенских святынь составленное архимандритом Дионисием (Валединским) с планами Рима и собора св. апостола Петра и с десятью иллюстрациями. Издание Православной русской церкви в Риме, 1912 г. (переиздание 1999 г.)



© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2013.


Tags: лекторий, святыня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments