?

Log in

No account? Create an account
 
 
21 September 2018 @ 11:55 pm
Академик Олег Германович Ульянов об автокефалии «Το δώρο της αυτοκεφάλιας»  


#Музей имени Андрея #Рублева. Сенсационная лекция лучшего российского канониста! 21 сентября 2018 года, на двунадесятый праздник Рождества Богородицы и воспоминания III Вселенского Собора в Эфесе (431 г.), состоялась лекция академика Олега Германовича Ульянова к 570-летию автокефалии Русской Церкви: https://youtu.be/JFT4WIJmYzA

🌐Ο διάσημος Ρώσος ιστορικός και ειδικός στο Κανονικό Δίκαιο καθηγητής Oleg Germanovich Ulyanov: «Το δώρο της αυτοκεφάλιας υπέρ και κατά: η άποψη ενός ιστορικού και θεολόγου»: https://www.famous-scientists.ru/16136

🌐The famous Russian historian and expert of canon law Professor Oleg Germanovich Ulyanov: «The gift of autocephaly pro et contra: the view of a historian and theologian» : https://www.famous-scientists.ru/16136




О том, что такое автокефалия, и каковы канонические аспекты её признания в межправославном диалоге, рассказал на лекции «Дарование автокефалии pro et contra: взгляд историка и богослова» известный русский историк и специалист по каноническому праву Олег Германович Ульянов: http://www.uchkom.info/index.php?option=com_content&view=article&id=5554:21-570-&catid=45:2012-07-04-10-46-00&Itemid=74

Подробнее о спикере: академик Олег Германович Ульянов, доктор исторических наук, профессор, заведующий сектором церковной археологии ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева», действительный член Iuris Canonici Medii Aevi Consociatio (ICMAC Society for Medieval Canon Law): https://www.famous-scientists.ru/16136

В 2018 году исполняется 570 лет автокефалии Русской Церкви - и вновь тема автокефалии активно обсуждается в мировых новостях и даже в блогах, нередко с массой фактических ошибок. Тема эта, действительно, премудрая: дарование автокефалии сопряжено со множеством исторических факторов и требует строгого соответствия установленному в Церкви порядку и церковным канонам.

Напомним, что еще в сентябре 2011 года предстоятели 4 «древних» православных Патриархатов - Константинопольского, Иерусалимского, Антиохийского, Александрийского, а также Предстоятель автокефальной Церкви Кипра («пентархия») призвали Русскую Православную Церковь придерживаться своей канонической территории, что фактически означало отказ признавать Украину частью канонической территории Московского Патриархата (Константинополь не считает законным передачу Киевской митрополии в юрисдикцию Москвы в 1686 году): https://rublev-museum.livejournal.com/214523.html

В начале сентября 2018 года Фанар официально объявил об имплементации автокефалии Церкви в Украине, что сразу вызвало демарш РПЦ, заявившей 14 сентября о разрыве отношений с Константинопольским Патриархатом: http://www.patriarchia.ru/db/text/5268282.html

В ходе лекции академиком О.Г. Ульяновым были рассмотрены сложнейшие вопросы обретения автокефалии на основе всей совокупности церковных канонов и исторических фактов и новейшие научные открытия в этой области.

Сенсационная лекция маститого ученого полностью опровергла утверждение, что якобы «во Вселенском патриархате уверены, что делают все правильно и канонически выверено и обоснованно. В их аргументах нельзя найти изъяна. Все очень четко и очень грамотно. Над документом работали известные в православном мире каноники и специалисты церковной истории. Со стороны Московского патриархата против этих доводов только эмоции. Больше ничего» (Институт философии НАН Украины): https://fakty.ua/281434-ukrainskaya-avtokefaliya---ochen-silnyj-udar-po-ideologii-russkogo-mira---igor-kozlovskij

Лекция академика Олега Германовича Ульянова «Дарование автокефалии pro et contra: взгляд историка и богослова» организована православным порталом «Предание.ру».

Апостол Варнава и его Евангелие снискали автокефалию Кипрской Церкви: https://expertmus.livejournal.com/94533.html

Автокефалия Абхазской Церкви: https://expertmus.livejournal.com/40028.html

Лекция известного историка проф. О.Г. Ульянова «Крещение Владимира Святого и начало Руси»: https://youtu.be/Bgvu6ksU7JE

Ульянов Олег Германович о свт. Киприане: https://youtu.be/ics0rs6eYzA

Ульянов Олег Германович. Рецепция канонического права Византии в Древней Руси: проблемы легитимности // Научные чтения ИВИ РАН и кафедры истории средних веков Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2016: https://www.academia.edu/28758838/

Фанар решил создать в Абхазии аналог «УПЦ КП»

Вселенский патриарх Варфоломей ждет официальное обращение об автокефалии Церкви на Украине: https://rublev-museum.livejournal.com/373017.html

Переполох из-за встречи на Афоне Януковича и патриарха Варфоломея: http://expertmus.livejournal.com/83380.html?thread=822196#t822196

«Яблоко раздора» в Фанаре – автокефалия Украинской Церкви: https://youtu.be/0b0SS1whtZE

UPD. #Музей имени Андрея #Рублева. Архонты Вселенского патриарха вовсю комментируют сенсационную лекцию академика О.Г. Ульянова, посвященную актуальным проблемам дарования автокефалии «Το δώρο της αυτοκεφάλιας». На этот раз их внимание привлекло упоминание в лекции Всеправославного совещания 1948 г. с редкими кадрами документальной хроники, а также специальный разбор целого ряда канонов, таких как 6 правило I Вселенского собора, 3 правило II Вселенского собора, 9, 17 и 28 правило IV Вселенского собора, 36 правило Трулльского собора и деяния VII  собора 787 г.: https://rublev-museum.livejournal.com/486954.html?thread=1773866#t1773866

«Τώρα εκδόθηκαν από το Οικουμενικό Πατριαρχείο τα «περί του Ουκρανικού ζητήματος» αρχειακά γνήσια έγγραφα αποκαλύφθηκαν με τα ανευλόγητα δρώμενα για την υφαρπαγή της Εκκλησίας του Κιέβου από τη Μόσχα. Ο σημερινός πατριάρχης Μόσχας Κύριλλος ας ξεχάσει τις «Τριτορωμαϊκές» δοκησισοφίες, μήπως εγκολπωθεί την κανονικότητα για να μη κινδυνεύει να επωμιστεί τη κατάρα του Αναθέματος των Αγίων Πατέρων που διακηρύσσει το «Συνοδικό της Ορθοδοξίας»! Ας μιμηθεί τη στάση του προκατόχου του πατριάρχη Αλεξίου Α΄ και ο Οικουμενικός Πατριάρχης Βαρθολομαίος έχει στη καρδιά και στη σκέψη του αλλά και στα «χέρια του» την κανονική «Οικονομία» και αυτή με το διάλογο θα επιλύσει το «Ουκρανικό ζήτημα» και για τους ρωσογενείς Ορθοδόξους της Ουκρανίας. Ας το τολμήσει και τότε θα τιμήσει την πατριαρχία αξία που δόθηκε από τη Μητέρα Εκκλησία μέχρι την πλήρη αναγνώρισή της όταν, κατά το Δίκαιο της Ορθοδοξίας, συνέλθει η επόμενη Οικουμενική Σύνοδος!»

Вместе с тем греческие СМИ торжественно объявили, что «Константинополь принял вызов Москвы и опубликовал исторические архивы»: http://orthodoxia.info/news/wp-content/uploads/2018/09/final-oukraniko-1.pdf

Как выяснилось при ближайшем рассмотрении, греческими канонистами была опубликована глухая ссылка на некий «Диатипосис Льва VI Мудрого» (?!): «Ἡ Μητρόπολις Ρωσσίας ἀναγράφεται εἰς τά ἀρχαῖα ἐπίσημα συνταγμάτια τοῦ Πατριαρχείου Κωνσταντινουπόλεως, ὅπως, παραδείγματος χάριν εἰς τήν Διατύπωσιν τοῦ Λέοντος τοῦ Σοφοῦ (11ος αἰ.) - J. Darrouzès, Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae, Paris, 1981, σ. 388»: http://www.ec-patr.org/docdisplay.php?lang=gr&id=2567&tla=gr

Видимо, речь идет о Notitiae episcopatuum Константинопольской Церкви, составленными императором Львом Мудрым и патриархом Николаем Мистиком между 901–907 гг., в совокупности со списком времен Алексея Комнина (1081–1118).

Ссылаясь на эти списки УПЦ КП, а также представители УПЦ МП (Сергей Шумило и др.)  отпраздновали мифическое «1150-летие учреждения Киевской Митрополии и Крещения Руси во времена Аскольда»: https://risu.org.ua/ru/index/all_news/orthodox/uoc_kp/45936

Для справки: известен на сегодняшний день 21 список Notitiae episcopatuum Константинопольской Церкви, причем ни в одном из них вплоть до конца X в. не упоминаются ни Русь, ни русские епархии (Darrouzes J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae Paris, 1981). Впервые некая митрополия «Росиас» указывается в двух редакциях Списка, составленного в конце X в. (№ 10. р. 333: 57, 681; р. 335.(59), 701). Затем «русские» митрополии упоминаются в списках 1080-х гг. (№ 11. р. 346.145, 14 и 62), 1180-х гг. (№ 12. р. 349.60), конца XII в. (№ 13. р. 759-770: 62, 750, а также 804 - в одной из редакций), XIII в. (№ 15. р. 381:60), ок. XIV в. (№ 16.60) и XIV в. (до 1328 г.) эпохи Андроника II Палеолога (№ 17.71 и 136: № 18.17 и 150), а также более поздние (№ 19.78), периода правления Андроника III Палеолога (1325-1341).

В 1886 г. Гёльцер установил, что последовательность новых митрополий соответствует хронологической последовательности их создания между 931 и 1084 г. (Heinrich Gelzer. Zur Zeitbestimmung der griechischen Notitiae Episcopatuum // Jahrbücher für Protestantische Theologie. Bd. XII. Leipzig, 1886. S. 536–544). В 1922 г. Герхард Фиккер опубликовал документ патриаршего монастыря Епифания в Керасунте, датируемый маем 1024 г., в котором упоминается типикон 6506 г. константинопольского патриарха Сисиния II (995-98 гг.) в пользу митрополита Николая из Алании (Ficker G. Byzant. Neugriech. Jahrbuch. III 1928. S. 93-95). Таким образом, ряд авторов (филолог А.В. Назаренко и проч.) вслед за М.В. Левченко (ВВ. 1953. VII) сделали ошибочный вывод, что некая митрополия «Росиас», упоминаемая перед Аланией, была основана до этого срока)))

Намедни стали известны подробности 3-часовой беседы патриархов Варфоломея и Кирилла, состоявшейся 31 августа 2018 г. в Константинопольской патриархии: https://youtu.be/0b0SS1whtZE

По сведениям греческого сайта «Ортодоксия», глава РПЦ МП пытался убедить своего старшего коллегу отказаться от украинской автокефалии, ссылаясь на чисто политические факторы. По мнению патриарха Кирилла, нынешняя украинская власть, пришедшая в результате «госпереворота», непрочна и скоро промосковские силы вновь получат контроль над Украиной. В ответ на эти политические аргументы патриарх Варфоломей спросил патриарха Кирилла: «Почему Вы не можете свободно ездить в Украину? Не потому ли, что у Вас нет там поддержки?».

Патриарх Варфоломей ссылалcя на правила 9 и 17 Халкидонского Синода, согласно которым право на апелляцию принадлежит Константинопольскому Патриархату. Однако, Московский патриарх оспаривает этот право. «Согласно нашему подходу, правило 9 и 17 Вселенского Халкидонского Синода, предоставляют Архиепископу Нового Рима право приминать заявления об апелляции митрополитов и зкзархов, которые подлежать его юрисдикций. Если я правильно помню, Пидалион так интерпретирует эти правила. Этот вопрос мы должны обсудить вместе»,- сказал патриарх Кирилл.

Атмосферу беседы, по данным греческого сайта «Ортодоксия», сильно подпортил митрополит Иларион (Алфеев), который заявил, что «Порошенко подкупил Константинополь». «Если Вы лжете, это Вам не пройдет даром», - парировал в ответ Константинопольский патриарх.

Вселенский патриарх прямо обвинил митрополита Илариона, что он ведет очень враждебную политику против Константинопольского Патриархата и что он систематически лгал ему!!! Он напомнил про недавнее интервью митрополита, который грубо намекал, что якобы Вселенский патриарх подкупался, что вызвало очень строгую реакцию со стороны предстоятеля Константинопольского трона: «Вы заявили что президент Порошенко подкупил Вселенского Патриархата. Я вас спрашиваю прямо: можете ли вы доказать это? Если вы не можете, вы хулите против Материнской Церковью и она наложить на вас проклятие! Это непростительно, когда вы сознательно лжете…».

Этот напряженный диалог был прерван патриархом Кириллом, который попытался вступиться за вл. Илариона (Алфеева), но в ответ Вселенский патриарх был непримирим: «Святейший собрат, ваш младший помощник это делал много раз, он постоянно агрессивен и враждебен к Материнской церкви Константинополя. Прошу вас наказать его, чтобы он вёл себя так как положено его сану, потому что он наносит вам ущерб».

Константинопольский Патриарх также настаивал в ходе беседы, что согласно историческим документам Украина была и остается «канонической территорией» Вселенского Патриархата, и процесс предоставления автокефалии Украинской Церкви уже не может быть повернут вспять. Как стало известно СМИ, в ходе беседы было также отвергнуто предложение московской стороны провести научную конференцию для определения канонической принадлежности территории Украины: https://orthodoxia.info/news/%d1%8d%d0%ba%d1%81%d0%ba%d0%bb%d1%8e%d0%b7%d0%b8%d0%b2-%d0%b4%d0%b8%d0%b0%d0%bb%d0%be%d0%b3-%d0%b2%d0%b0%d1%80%d1%84%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%bc%d0%b5%d1%8f-%d0%ba%d0%b8%d1%80%d0%b8%d0%bb%d0%bb%d0%b0/

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество – сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html

#МузейРублева #МузейАндреяРублева #музей_имени_Рублева #theolovegy #edu #lecture #αυτοκεφαλιας #Православие
#автокефалия



Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
 
 
 
(Anonymous) on September 23rd, 2018 02:34 pm (UTC)
Патриарх Варфоломей: "Украина имеет право на автокефал
Предстоятель Константинопольской православной Церкви еще раз подтвердил свое решение о создании на Украине поместной Церкви. Об это Вселенский патриарх Варфоломей заявил 23 сентября 2018 г. во время Божественной литургии в церкви св. Фоки в Стамбуле.
В присутствии представителя Чешской православной Церкви митрополита Ростислава, патриарх Варфоломей сказал: «Церковь Чехии и Словакии - новейшая из Автокефальных церквей, которую Вселенский Патриархат провозгласил автокефальной в 1998 году. Сейчас наступила очередь Украины, которая получит статус автокефалии, который, я надеюсь, надолго, несмотря на существующие реакции, и это будет потому, что это ее право».
«Это ее право на получение статуса автокефалии, а с другой стороны, это право, и действительно исключительное право нашего Вселенского патриархата предоставлять автокефалию всем новым православным церквям, начиная с России в 16 веке, и чешской и словацкой», - добавил предстоятель Константинопольского Патриархата.
Патриарх Варфоломей также добавил, что ни он сам, ни руководимая им Церковь не боятся угроз и осуждения своих действий: «Мы не боимся угроз. Как недавно я говорил, Вселенский Патриархат ни угрожает, ни находится под угрозой, но неуклонно прогрессирует в исполнении священных апостольских правил и в исполнении и соблюдении привилегий, которые установлены правилами Вселенских Соборов. Эти правила Вселенских Соборов и привилегии, предоставленные этими Соборами самой первой Церкви Константинополя, мы не оставляем их. Мы уважаем их, мы сохраняем их, и мы также будем их реализовывать в случае Украины и других стран» .
Напомним, 17 апреля 2018 года президент Порошенко сообщил о своем намерении обратиться к Константинопольскому патриарху с призывом издать томос о единой поместной православной церкви на Украине. Для этих целей патриарх Варфоломей назначил своими экзархами в Киеве архиепископа Памфилийского Даниила из США и епископа Эдмонтского Илариона из Канады.
https://orthodoxia.info/news/%CE%B2%CE%B1%CF%81%CE%B8%CE%BF%CE%BB%CE%BF%CE%BC%CE%B1%CE%B9%CE%BF%CF%83-%CE%B7-%CE%BF%CF%85%CE%BA%CF%81%CE%B1%CE%BD%CE%AF%CE%B1-%CE%B8%CE%B1-%CE%BB%CE%AC%CE%B2%CE%B5%CE%B9-%CF%84%CE%BF-%CE%B1%CF%85/
(Anonymous) on September 24th, 2018 10:16 am (UTC)
ευχαριστώ!
Лекция очень интересная. Странно, что российские церковные иерархи не обратились за консультацией к такому специалисту.
Αγαθάγγελος Γκιουρτζίδης
(Anonymous) on September 24th, 2018 10:34 am (UTC)
Фиаско митрополита Онуфрия
Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский) ещё неделю назад в Иерусалимском Патриархате и во всех православных Церквях Востока считался единственным кандидатом на воспринятие Томоса об автокефалии, и все оные полагали, что именно под омофором митрополита Онуфрия будет собран Всеправославный собор в Украине, на котором будет решаться судьба автокефалии Украинской поместной Церкви. Но 14 сентября владыка Онуфрий проявил слабость и, по сути дела, лишил себя возможности как-то участвовать в этом историческом процессе. И если неделю назад наш архимандрит Филофей, местоблюститель Птолемаидской митрополии, упоминал митрополита Онуфрия яко предстоятеля всея Украины, то 22 сентября я уже не услышал поминовение ни Патриарха Кирилла, ни митрополита Онуфрия…
По сути дела, это произошло не только потому, что 14 сентября владыка Онуфрий высказался против автокефалии и ляпнул, мол, Томос ограничивает свободу Украинской православной Церкви (какой-то оксюморон вообще), но я думаю, что в большей степени греки обиделись на те слова митрополита Онуфрия, что он адресовал именно вселенскому Патриарху, Элладской Церкви, Иерусалимскому Патриархату, которые на 99 % состоят из греков и которые сами больны имперским шовинизмом, он обидел их простыми словами, он сказал им, что именно они берут на себе персональную и коллективную ответственность за то, что православная Византийская Империя превратилась в мусульманскую страну Турцию!!!! Я думаю, что это слова очень обидные для греков, которые до сих пор оплакивают свою потерю Константинополя и боюсь, что мало кто найдется из митрополитов Вселенского Константинопольского, Иерусалимского, Антиохийского Патриархатов, которые смогут простить митрополиту Онуфрию эти очень обидные слова!
Ещё неделю назад все они полагали, что именно митрополит Онуфрий имеет достаточно полномочий собрать Всеправославный собор в Украине под своим омофором, где будет решаться судьба автокефалии, а теперь и я полагаю, что вопрос повис в воздухе и греки в большом недоумении, если говорить мягко, а по совести, они просто в ужасе, посему сегодня за Литургией наш архимандрит уже не произносил имена Патриарха Кирилла или митрополита Онуфрия вообще, и настроение было тягостное…

Юрий Коган (ИЕРУСАЛИМСКИЙ ПАТРИАРХАТ)
Анатолий Пеньшин on September 24th, 2018 12:59 pm (UTC)
Варфоломей может предоставить автокефалию только ворам. Из-за злобы к России.
этим он сам становится вором.
(Anonymous) on September 24th, 2018 05:39 pm (UTC)
Все это смешно и нелепо. Истерия РПЦ продолжается.
Андрей Тарасов
Анатолий Пеньшин on October 5th, 2018 05:48 pm (UTC)
Глупость.
(Anonymous) on October 6th, 2018 07:49 pm (UTC)
Антиохийский Патриархат напомнил 5 октября 2018 г. Фанару, что именно он является кириархальной Церковью по отношению к Русской Церкви. «Антиохийская Церковь устами Её отцов утверждает, что любое предложение для решения проблемы получения Автокефалии для определённой Церкви должно быть согласно с православной экклесиологией и с принципами консенсуса, достигнутыми ранее всеми Церквами, т.е. согласованно с Церквью-Матерью или по согласию всех Православных Церквей с этим предложением»: https://www.antiochpatriarchate.org/en/page/statement-of-the-holy-synod-of-antioch/2042/
(Anonymous) on October 10th, 2018 11:22 am (UTC)
Патриарх Кирилл признал свою личную инициативу в разр
Патриарх Кирилл признал свою личную инициативу в разрыве с Фанаром: «Мы будем молиться о том, чтобы вынужденное разделение, на которое мы пошли из-за неправомерных действий Константинополя, не стало разделением на века, как это произошло в XI веке, когда притязания епископа Римского на вселенскую власть обернулись разделением единой Церкви. Так и сегодня, когда Константинопольский Патриарх притязает на несвойственную православному архиерею вселенскую власть, мы выступаем на стороне правды, на стороне Православия».

Это признание прозвучало на братской трапезе 8 октября 2018 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре по случаю дня памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского (http://www.patriarchia.ru/db/text/5279668.html)

Аминь
(Anonymous) on January 15th, 2019 02:11 pm (UTC)
ἄξιος!
Знаменательно, что из всех материалов научных дискуссий вокруг дарования автокефалии Церкви в Украине наибольшее внимание привлекла сенсационная лекция академика Олега Германовича Ульянова, на которого обрушился шквал хулы за … апологию Русской Церкви. Прав был Петр Каминский (МПДА): «Среди всего потока эмоций, телевизионных лозунгов, подозрений и взаимных обвинений, лекция "Дарование автокефалии pro et contra: взгляд историка и богослова" будет выглядеть скучной, а для кого-то и вообще непонятной. Но на мой взгляд, это единственная на данный момент попытка внятно разобрать проблему. Лекция строится на материалах монографии, выпущенной автором 10 лет назад, поэтому его сложно будет обвинить в необъективности. Но грустно, скажем так, станет всем сторонам современного актуального раз-говора. Грустно, а может быть и стыдно».
Вот типичные образцы ложной хулы: «МПшные клеветы становятся тоньше и наукооб-разней» (rwmios_f) 26 сентября 2018 , 05:02: https://rwmios-f.livejournal.com/239112.html
«Ролик академика мпшного убрали с ютуба. Испугались информации, в которой умный человек может отбросить пропагадистское толкование и выбрать правду...В настоящей серьезной полемике у московитов шансов нет» (rwmios_f) 27 сентября 2018 , 10:42:00: https://rwmios-f.livejournal.com/240090.html
«У меня открывает. Попробуйте в поисковой строке ютуба ввести:
Академик Олег Германович Ульянов об автокефалии» (iphs) 4 октября 2018, 13:09:45 UTC: https://rwmios-f.livejournal.com/240090.html?thread=3004890#t3004890
«Да отозвал бы уже поскорее. Как достал этот Гундяев со своей кодлой» (pogonat) 26 сентября 2018, 16:43:38 UTC: https://rwmios-f.livejournal.com/239751.html?thread=2979719#t2979719
(Anonymous) on October 23rd, 2018 10:48 am (UTC)
Митрополит Антоний (Храповицкий) о праве апелляции Фан
Митрополит Антоний (Храповицкий) о праве апелляции Фанара:
«[Константинопольская кафедра] по учению Христовой Церкви, изложенному в постановлениях семи Вселенских Соборов, признаваемых как всеми православными христианами, так и римско-католиками, не является только одною из церковных провинций, но мыслится как неизменный элемент полноты Православной Церкви, как инстанция, связанная не только со своим диоцезом, но и со всею Православною Церковью по вселенной, почему и именуется с V века кафедрой Вселенского Патриарха. Наименование это ей присвоено потому, что задолго до разделения Востока с Римом Константинопольский Патриарх как епископ Нового Рима признан Вселенским Собором, равным по чести и власти с Епископом Ветхого Рима (П, 3, IV, 28 и VI, 36), и, что особенно важно, ему одному усвоено право принимать апелляции от епископов, недовольных решением о них поместных соборов (IV, 17). В этом последнем смысле Константинопольский Патриарх для православных христиан всех стран является верховным судьей, а упразднение или унижение сей Апостольской кафедры явилось бы глубоким оскорблением и поражением всей Православной Церкви и, в частности, Церкви Российской, которая издревле привыкла обращаться к Вселенскому Патриарху за разъяснением религиозно-церковных вопросов...» (Церковные ведомости. 1923. № 1 и 2 (январь). С. 1-2).
(Anonymous) on September 24th, 2018 02:51 pm (UTC)
Это единственное компетентное мнение эксперта по кано
Среди всего потока эмоций, телевизионных лозунгов, подозрений и взаимных обвинений, лекция "Дарование автокефалии pro et contra: взгляд историка и богослова" будет выглядеть скучной, а для кого-то и вообще непонятной. Но на мой взгляд, это единственная на данный момент попытка внятно разобрать проблему. Лекция строится на материалах монографии, выпущенной автором 10 лет назад, поэтому его сложно будет обвинить в необъективности. Но грустно, скажем так, станет всем сторонам современного актуального разговора. Грустно, а может быть и стыдно.

Петр Каминский, МПДА
(Anonymous) on September 24th, 2018 07:24 pm (UTC)
А в Грузии же как раз был апостол? «Согласно жребию, Грузия досталась в удел Пресвятой Богородице, но в видении Ей явился Господь Иисус Христос, поручивший послать туда Андрея Первозванного. Получив из рук Богоматери Ее нерукотворную икону, Андрей Первозванный вместе с апостолом Симоном Кананитом отправился сначала в Трапезунд, где проживали мегрелы (греч. лазы). Крестив их, Андрей Первозванный пошел в Аджарию, явил там многие чудеса (в частности, при помощи иконы Богородицы он извел источник целебной воды) и заложил церковь во имя Пресвятой Богоматери, где оставил нерукотворную копию с Ее образа, приложив его к обычной доске. В те времена на территории современной Грузии существовали два грузинских государства: восточно-грузинское - Картли (Иверия) и западно-грузинское Эгриси (Колхида). Апостол Андрей проповедовал как в Восточной, так и в Западной Грузии. Переходя перевал на пути к Самцхе (Южная Грузия), апостол водрузил там железный крест («Ркинис джвари»). В селении Заден-Гора Андрей Первозванный сокрушил языческих идолов. Особые чудеса апостола связаны с селением Ацкури, религиозным и административным центром древнего Самцхе, где Андрей Первозванный воскресил из мертвых сына вдовы местного правителя Самдзивари, после чего сама вдова и весь самцхийский народ обратились в христианство. Видя, что местные жрецы пришли в ярость и стали склонять народ отказаться от новой веры, Андрей Первозванный предложил им оставить икону в местном храме Аполлона и Артемиды на ночь. Наутро статуи языческих богов оказались разбитыми, а икона излучала сияние. По просьбе самцхийцев Андрей Первозванный оставил икону в маленькой часовне селения Ацкури (откуда пошло название иконы — Ацкурская; средневековый грузинский историк Джуаншер повествует о посещении ее в VII в. византийским императором Ираклием, поклонившимся широко известной в то время чудотворной святыне и заложившим во имя ее храм). Затем апостол продолжил свою проповедь в Тао, Кларджети, Мегрелии, Абазгии и Сванети, после чего направился на север проповедовать христианство осетинам и джикам (греч. аланы и зихи); дойдя до города Фостафор в Осетии, он совершил много чудес и крестил осетин. Джики встретили Андрея Первозванного враждебно и пытались умертвить, и апостол, еще раз навестив Абазгию и Мегрелию, направился в Скифию. В Западной Грузии, вместе с апостолом Андреем, учение Христа проповедовал апостол Симон Кананит, который и похоронен там же, в селе Команы. Грузинская земля приняла ещё одного апостола св. Матфея; он проповедовал на юго-западе Грузии и похоронен в Гонио, вблизи современного Батуми. Древнейшие грузинские источники указывают на пребывание в Восточной Грузии апостолов Варфоломея и Фаддея.»...

Kanonort
(Anonymous) on September 24th, 2018 08:07 pm (UTC)
Великолепная лекция!
Спаси Господи! Великолепная лекция. Правда странно, что не говорится о том, что автокефалию хотят дать структуре не канонической, а не Церковь Украины
TheRFpatriot
(Anonymous) on September 26th, 2018 10:49 am (UTC)
"кто вне четырех(древних)патриархатов тот вне христиан
На 1:57:42 "кто вне четырех(древних)патриархатов тот вне христианства" Конечно все так.наз патриархи, что вне пендархии(сейчас тетрархии) отличаются как небо и земля от настоящих древних. Παναγιώτου Μπούμη Καθηγητού Πανεπιστημίου Αθηνών Η ΜΝΗΜΟΝΕΥΣΗ ΤΟΥ ΟΝΟΜΑΤΟΣ ΤΟΥ ΠΡΩΤΟΥ ΑΘΗΝΑΙ 2000 Панайотис Бумис. ПРофессор Афинского университета. Поминание имени Первого(из епископов) Стр.11. Каноны, которые говорят о поминовении архиреями Первого из них, на божественном тайноведении-это 14 и 15 Первовторого собора (861) Когда эту эпоху, в виду начиная с 6-го вс. собора и далее мы говорим о Патриархах мы имеем пять главных архиереев Кафолической Церкви: о каковых и говорят соответствующие каноны: папу Римского, Вселенского Константинопольского, Александрии, Антиохии и Иерусалима. См 3 канон 1-го, 28 канон 4-го и 36 6-го вс.собора. Феодор Вальсамон говорит и характеризует из следующим образом: «исчисляемые и не разделяемые пять чувств одной главы» многие нынешние Первые автокефальных Церквей имеющие титул патриарх не упоминаются в канонах установленных и утвержденных вселенским соборами. Эти титулы данны позже и как видно были данны только «ψιλῶ ὀνόματι» по простому имени как пишет и професор Василий Стефанидис «как говорится в постановлении патриарха Константинопольского Каллиста о Тырновском архиепископе (1361 1362),: "ему дано было называться патриархом Болгарии, не сопричислением конечно костальным святейшим патриархам и поэтому он не поминается так в священных диптихах» См. Fr.Miclosish-Ios MÜller, Acta Patriarchatus Constantinopolitani t.1 Vindobone-1860 стр. 437. Автокефалии типа московской, румынской и т.д т.е икономические, а не подлинные полноправные автокефалии-это совсем не то же самое чем автокефалия даже Кипрской Церкви. автокефалия Кипрской Церкви установленна на вселенском соборе и одним из оснований есть и апостольское происхождение Кипрской Церкви. Автокефалию Константинополя и других патриархатов пендархии-тетрархии никто не может отозвать. А Константинополь может отозвать любую икономическую автокефалию типа московской. Даже в этом смысле московия во Вселенском вышестоящем и имеющем в ней особые права Вселенском патриархате.

Aleksandros Romiopoylos
(Anonymous) on September 26th, 2018 10:50 am (UTC)
"Раздел" митрополии произошел по вине московитов
"Раздел" митрополии произошел по вине московитов. Которые отвергли отрекшегося от унии Григория Цамблака(кутцовлахоса)...Т.е утвержденного православным Вселенским Патриархом Дионисием Киевского митрополита. В юрисдикцию тогда которого входит и Москва и т.д. Все земли Ρως...Это было в 1467. Киевская митрополия оказывает послушание патриарху и остается каноничной. Москва отвергает своего Первоиерарха Православного Вселенского патриарха и утвержденного им православного митрополита и уходит в раскол. На 93 года. И только в 1560 усилиями и доброй волей Матери Церкви Константинопольской, раскол был уврачеванн и Москва снова стала каноничной частью Вселенского патриархата.

Aleksandros Romiopoylos
(Anonymous) on September 27th, 2018 10:36 am (UTC)
Συστήνω!
Нынче, обыватели, журналисты, и без преувеличения можно сказать, что все, имеют свое мнение по поводу кризиса в православном мире.
А что думают по этому поводу специалисты?
Их вообще хоть кто-то хочет слушать?
Всем кто, не просто хочет иметь свое мнение которое по факту и в большинстве случаев поверхностное, рекомендую послушать лекцию академика. Правда там надо слушать 3 часа, а это как понимаете не пара минуток которых достаточно чтоб выразить СВОЁ мнение.
Αγαθάγγελος Γκιουρτζίδης
(Anonymous) on September 27th, 2018 11:17 pm (UTC)
Οι Ρώσσοι δεν έχουν δημιουργήσει μια υψηλότερη μορφή Ο
†Μητροπολίτου Μιλήτου Ἀποστόλου
Καθηγουμένου της Ι. Πατριαρχικής και Σταυροπηγιακής Μονής Αγίας Αναστασίας της Φαρμακολυτρίας Χαλκιδικής
Οι Ρώσσοι δεν έχουν δημιουργήσει μια υψηλότερη μορφή Ορθοδοξίας πάνω στον πλανήτη
Με αφορμή την ενθρόνιση του Επισκόπου της Σερβικής Εκκλησίας στο Ντίσελντορφ, στις 16 τρέχοντος μηνός, ενημερωθήκαμε από κείμενο του εκλεκτού ποιμενάρχου της Γερμανίας, αδελφού Μητροπολίτη κ. Αυγουστίνου, ότι κατά την Θεία Λειτουργία ζήτησαν οι αδελφοί μας Σέρβοι να μη λειτουργήσει ο επίσκοπος του Οικουμενικού Πατριαρχείου, ο Αριανζού Βαρθολομαίος, λόγω της παρουσίας δύο Ρώσσων Επισκόπων, και με δεδομένη ασφαλώς την διακοπή ευχαριστιακής κοινωνίας από την πλευρά της Ρωσσικής Εκκλησίας, σύμφωνα με τις αποφάσεις του Πατριαρχείου Μόσχας (14-9-18) με αφορμή το Ουκρανικό ζήτημα. Επ’ αυτών θα ήθελα να καταθέσω ταπεινά μερικές σκέψεις:
1. Προκαλεί αλγεινή εντύπωση ένα Πατριαρχείο, όπως το Σερβικό, που στην συνείδηση των Ελλήνων στέκεται πολύ ψηλά από απόψεως εκκλησιολογικής και πνευματικής, να διαχειρίζεται τέτοιες υποθέσεις έχοντας δύο μέτρα και δύο σταθμά. Και για να γίνω περισσότερο σαφής, κάνω τον εξής συλλογισμό: όταν παρουσιάζεται το ίδιο πρόβλημα με Ιεράρχες των Πατριαρχείων Αντιοχείας και Ιεροσολύμων, που επίσης έχουν διακοπή ευχαριστιακής κοινωνίας, τότε τί κάνουν; Λένε στους Ιεράρχες της Εκκλησίας των Ιεροσολύμων να μη μετέχουν στην Ευχαριστία ή απευθύνονται στους Ιεράρχες της Εκκλησίας της Αντιοχείας, η οποία διέκοψε την κοινωνία με τον Ιεροσολύμων, παροτρύνοντάς τους να απέχουν; Καθόσον δύναμαι να γνωρίζω, λειτουργούν κανονικότατα με τους Ιεροσολυμίτες Ιεράρχες, επισκέπτονται συχνά πυκνά τον Πανάγιο Τάφο και σε όσα διορθόδοξα συλλείτουργα βρέθηκαν κατά την τελευταία πενταετία, κατά την οποία υφίσταται η διακοπή κοινωνίας των δύο Εκκλησιών, δεν τόλμησαν οι Σέρβοι αδελφοί μας να πουν στους Ιεροσολυμίτες «μή λειτουργήσετε, γιατί είναι εδώ οι επίσκοποι του Αντιοχείας».
4. Επειδή αναφέρθηκα στον αγαπητό αδελφό Μπάτσκας Ειρηναίο, θα ήθελα να κάμω και ένα σχόλιο, με αφορμή το τελευταίο κείμενο που δημοσίευσε με τίτλο: «Σημείωμα περί ανακριβούς εκκλησιαστικού και δημοσιογραφικού λόγου επί του θέματος της Ουκρανίας». Δεν φοβούμαι να το πω και να είμαι ειλικρινής: «Μας απογοητεύσατε, άγιε Μπάτσκας». Θα μπορούσα να αναλύσω λέξη προς λέξη το κείμενο και να αναφερθώ σε απόψεις και θέσεις που γράφονται, οι οποίες είναι, αφενός μεν, αντίθετες με παλαιότερες θέσεις του ιδίου του γράφοντος, αφετέρου δε, δεν βασίζονται στην Ορθόδοξη Εκκλησιολογία. Περιορίζομαι μόνο σε ένα σημείο. Γράφει ο σεβαστός αδελφός Ειρηναίος: «Δύναται οποιαδήποτε Εκκλησία, της τη τάξει και αίγλη πρώτης μη εξαιρουμένης, να αθετήσει ή να θεωρήση ακύρους τας εκκλησιαστικάς πράξεις και αποφάσεις άλλης αδελφής Εκκλησίας; Δικαιούται περαιτέρω οιαδήτις Εκκλησία να αναγνωρίζη ή να μη αναγνωρίζη τας κανονικάς ενεργείας ετέρας Εκκλησίας κατά περίστασιν και περίπτωσιν, βάσει μάλιστα, αβεβαίων κριτηρίων;». Απαντώ στο ερώτημά του ευθαρσώς: ναι, δύναται! Η Εκκλησία της Κωνσταντινουπόλεως έχει προνόμια που δεν έχουν οι άλλες Εκκλησίες. Κι αυτά τα προνόμια δεν της τα έδωσαν ούτε κοσμικοί άρχοντες, ούτε πολιτικές δυνάμεις, ούτε εξαγοράσθηκαν διά χρημάτων και χρυσού, αλλά τα έλαβε από Οικουμενικές Συνόδους. Εάν, λοιπόν, θέλετε να δείτε,φίλτατέ μου άγιε Αδελφέ, «αν δύναται μια Εκκλησία μηδέ της Πρώτης εξαιρουμένης» να μελετά, να επανεξετάζει ή και να απορρίπτει, ενδεχομένως, αποφάσεις άλλης Εκκλησίας, κυρίως αποφάσεις σχετικές με την κρίση κληρικών και επισκόπων (διότι σε αυτές αναφέρεται το κείμενο), τότε σας παραπέμπω στους Κανόνες της Δ΄ εν Χαλκηδόνι Οικουμενικής Συνόδου και κυρίως στους 9ο και 17ο.
Θέλω, τελειώνοντας, να τονίσω κι εγώ, όπως έχουν κάνει κι άλλοι αδελφοί στα κείμενά τους, ότι το Οικουμενικό Πατριαρχείο και ο Πατριάρχης Βαρθολομαίος δεν είναι αδαείς στα θέματα των Ιερών Κανόνων και της εκκλησιαστικής ιστορίας. Ξέρουν πολύ καλά και ενδεχομένως ξέρουν πολύ περισσότερα από όσα γνωρίζουμε εμείς. Γι’ αυτό ας είμαστε φειδωλοί στις κρίσεις και στις εκφράσεις μας, κυρίως όταν πρόκειται να εκφέρουμε γνώμη για θεσμούς, όπως το Οικουμενικό Πατριαρχείο, που είναι η πρωτόθρονος Εκκλησία της Ορθοδοξίας.
(Anonymous) on September 28th, 2018 12:02 pm (UTC)
Άρχων Μ. Ιερομνήμων της Μ. Εκκλησίας, ιστορικός - συγγρα
Τώρα εκδόθηκαν από το Οικουμενικό Πατριαρχείο τα «περί του Ουκρανικού ζητήματος» αρχειακά γνήσια έγγραφα αποκαλύφθηκαν με τα ανευλόγητα δρώμενα για την υφαρπαγή της Εκκλησίας του Κιέβου από τη Μόσχα. Ο σημερινός πατριάρχης Μόσχας Κύριλλος ας ξεχάσει τις «Τριτορωμαϊκές» δοκησισοφίες, μήπως εγκολπωθεί την κανονικότητα για να μη κινδυνεύει να επωμιστεί τη κατάρα του Αναθέματος των Αγίων Πατέρων που διακηρύσσει το «Συνοδικό της Ορθοδοξίας»! Ας μιμηθεί τη στάση του προκατόχου του πατριάρχη Αλεξίου Α΄ και ο Οικουμενικός Πατριάρχης Βαρθολομαίος έχει στη καρδιά και στη σκέψη του αλλά και στα «χέρια του» την κανονική «Οικονομία» και αυτή με το διάλογο θα επιλύσει το «Ουκρανικό ζήτημα» και για τους ρωσογενείς Ορθοδόξους της Ουκρανίας. Ας το τολμήσει και τότε θα τιμήσει την πατριαρχία αξία που δόθηκε από τη Μητέρα Εκκλησία μέχρι την πλήρη αναγνώρισή της όταν, κατά το Δίκαιο της Ορθοδοξίας, συνέλθει η επόμενη Οικουμενική Σύνοδος!

Αριστείδης Γ. Πανώτης
(Anonymous) on September 28th, 2018 12:24 pm (UTC)
Άρχων Μ. Ιερομνήμων της Μ. Εκκλησίας, ιστορικός - συγγρα
Την ημέρα της «Υψώσεως του Τιμίου Σταυρού» διάλεξαν οι Μοσχοβίτες για να διατυπώσουν μάλιστα «συνοδικά» το αστήρικτο και ανευλαβές «κατηγορητήριο» του πατριάρχη Μόσχας Κυρίλλου έναντι της σταυρωμένης αγάπης της Μητρός τους Εκκλησίας της Κωνσταντινουπόλεως.
α) Η Α΄ Οικουμενική Σύνοδος δεν ασχολήθηκε μόνον με το βασικό ζήτημα της ταυτότητας της Τριαδικής πίστεως. Επεδίωξε να στηρίξει και την «κανονική ευταξία» της Εκκλησίας προς προστασία της ενότητός της. Με πρότυπο την διοικητική οργάνωση της τότε αυτοκρατορίας και με τον 6ο κανόνα της θεμελίωσε τον απόλυτο σεβασμό της κάθε τότε δικαιοδοσίας του αποστολικού κέντρου κοινωνίας, που όπως φαίνεται προϋπήρχε στις Εκκλησίες της Ρώμης, της Αλεξάνδρειας και της Αντιόχειας.
β) Η αρχιεπισκοπή της Νέας Ρώμης διατηρούσε βέβαια την αποστολική κληρονομία των Μικρασιατικών κέντρων της Καισαρείας και της Εφέσου ως εκκλησιαστικός θεσμός, αλλά η συνεκτική σημασία της είχε ανάγκη του πρόσθετου κύρους τιμής της «Πρεσβυτέρας Ρώμης» και αυτό της δίδεται δια του τρίτου (γ) κανόνος της συνελθούσης στην Κωνσταντινούπολη το 381 Β΄ Οικουμενικής Συνόδου.
γ) Η καθιέρωση του μητροπολιτικού διοικητικού συστήματος στην κατ’ Ανατολάς Εκκλησία αποσαφήνισε τα δικαιώματα και τα προνόμια του αρχιεπισκόπου της Νέας Ρώμης - Κωνσταντινουπόλεως και γι’ αυτό μετά 70 χρόνια συνέρχεται το 451 στη Χαλκηδόνα της Βιθυνίας η Δ΄ Οικουμενική Σύνοδος που αποσαφήνισε το «Χριστολογικό δόγμα» και δια του 28ου (κη΄) κανόνα της αποφάσισε (Ρ.& Π. Σύνταγμα... τ. Β΄ σελ.281). Όμως ο νέος (28ος) κανόνας περιλαμβάνει και μία νέα ακόμη διάταξη, πέραν της αναθέσεως των «Πρεσβείων» μετά τον Ρώμης. Αναθέτει στην Κωνσταντινούπολη και την υπευθυνότητα της κανονικής διοργανώσεως όλων των νεοσύστατων Εκκλησιών «εν τοις βαρβαρικοίς».
ε) Τα οικουμενικό κύρος και τα προνόμια του αρχιεπισκόπου της Κων/πόλεως ανέλαβε με κάθε ακρίβεια οριστικά να διατυπώσει η Πενθέκτη Οικουμενικὴ Σύνοδος το 691 συμπληρώνουσα το υστέρημα κανόνων της Ε΄ και Στ΄ και συνέταξε τους 102 Ιερούς Κανόνες της, επί των ένδεκα θεμάτων. Σπουδαίος είναι ο τριακοστός έκτος (36-λστ΄) κανόνα της
στ) Η Ζ΄ Οἰκουμενικὴ Σύνοδος συνελθούσα στη Νίκαια της Βιθυνίας το 787 στήριξε το κανονικό κύρος των αποφάσεων όλων των προηγηθεισών Οικουμενικών Συνόδων και παγίωσε την Ορθόδοξη Εκκλησιολογία και την Κανονική Τάξη της Εκκλησίας μας.
Όταν ο πατριάρχης Αλέξιος Α΄ κατ’ εντολή του Κρεμλίνου σκηνοθέτησε την δήθεν «Πανορθόδοξη Διάσκεψη» το 1948, χωρίς βέβαια την γνώμη του Οικουμενικού Πατριάρχη για να υποκλέψει τα δίκαια του Θρόνου του, φυσικό ήταν και να αποτύχει. Όμως ο Αλέξιος Α΄ είχε την ευφυΐα να μη προβεί σε πράξη «ακοινωνησίας» μήπως απειλήσει τη Μητέρα του Εκκλησία. Όταν διαπίστωσε ότι για την εξάρτησή του από το σοβιετικό καθεστώς αντιμετώπιζε την περίσκεψη της Χριστιανοσύνης, τότε μετέγνωσε και κτύπησε τη πόρτα του Φαναρίου και ο Αθηναγόρας ως πραγματικός Πατριάρχης αμέσως την άνοιξε και τον αγκάλιασε. Όπως μου είπε μετά από χρόνια ο ίδιος ο Πατριάρχης, εκείνος μεσολάβησε και δέχθηκαν το Πατριαρχείο της Μόσχας παγκόσμιοι οργανισμοί, όπως ήταν το Παγκόσμιο Συμβούλιο Εκκλησιών! Έχω ήδη δημοσιεύσει φωτογραφικές αποδείξεις!

Αριστείδης Γ. Πανώτης
(Anonymous) on September 28th, 2018 05:15 pm (UTC)
Спаси Господи!
Очень интересная и (думаю) полезная для вселенского православия открывается полемика. Вообще события развиваются масштаба эпохи вселенских соборов.
Всё-таки в какое особенное время мы живём!
Иерей Дмитрий Шишкин (Симферополь)
(Anonymous) on March 6th, 2019 02:28 pm (UTC)
МНЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВЕЛИКОЙ ЛАВРЫ, ИВЕРОНА, КУТЛУМУ
МНЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВЕЛИКОЙ ЛАВРЫ, ИВЕРОНА, КУТЛУМУША И [НОВОГО] ЭСФИГМЕНА
28 февраля 2019 года, Святая Гора Афон
Результатом решения Священного Синода Великой Христовой Церкви относительно предоставления автокефалии Украине и последовавших за ним церковных действий стала реализация ряда канонических обязательств Вселенского Патриархата и актуализация его определённых прав как первопрестольной Церкви, на основании канонов и настоящего порядка Церкви, как это учреждено и существует в веках.
Всё это касается канонической связи Вселенского Патриархата с народом Божиим и другими Православными юрисдикциями, а к вопросам веры не имеет никакого отношения, являясь также ещё одним крупным вкладом во всемирное шествие нашей непорочной веры и важным братолюбивым и мирным успехом греческого православного духа, который, несомненно, всегда вносит положительный вклад в служение православию, являясь его выражением и сам будучи выражаем им.
После этого, как известно, возникло намеренно вызванное русской стороной волнение, которое имеет отношение к заявлениям Патриарха Московского и его различных сотрудников, представителей клира и мирян, в которых их верующим запрещается причащаться на Святой Горе, а разрешается только в монастыре св. Пантелеимона; состоятельные русские призываются «вкладываться» в русские, а не афонские (1) монастыри, и в то же время делаются заявления и напоминается о том, что русские благотворители пожертвовали Святой Горе около 200 млн, что, по словам посла США в Афинах, «одновременно работает как русские инвестиции «мягкой силы» в регион, не имеющий международной юрисдикции и финансовой прозрачности». Характеристика «региона, не имеющего международной юрисдикции и финансовой прозрачности» относится к уделу Пресвятой Богородицы и русским пожертвованиям ему.
Священный Кинот неоднократно выражал своё мнение касательно русских устремлений в отношении Святой Горы как в далёком, так и в недавнем прошлом, в частности, по вопросу о русских торжествах так называемого «тысячелетия русского монашества на Святой Горе» и собственности монастыря святого Пантелеимона в районе «Гуруноскити» (Новая Фиваида).
Вначале Кинот предпринял усилия, чтобы сохранить умеренную, монашескую и исихастскую позицию, так, чтобы это место пребывало в покое и молитве, вне событий и шума, преследуя главную цель – нормальное церковное положение и сохранение единства монастырей, а также во избежание бесцельных перипетий и беспокойства. К тому же указанный вопрос не подпадает под какую-либо компетенцию Святой Горы.
На чрезвычайном заседании Священного Кинота в разгар праздничных каникул в начале текущего года было изучено письмо нового предстоятеля Церкви Украины г-на Епифания, препровождённое письмом Генерального секретариата Честного Вселенского Патриархата. Было выказано великое усердие и в итоге отдано предпочтение неучастию в его грядущей интронизации ни направлением поздравительного письма, ни путём физического присутствия представителей Святой Горы, хотя, как известно, десять лет назад в то же самое время приглашение Патриарха Московского, препровождённое таким же образом, было удовлетворено немедленным назначением делегации из трёх человек, причём вышеуказанная чрезвычайная процедура не понадобилась.
Вначале было сочтено, что имевшими место событиями была достигнута поставленная цель – тишина. Но реалии и факт известной утечки якобы из «достоверных источников» Священного Кинота, на которую ссылаются разные лица, дали повод многочисленным центрам пропаганды внутри и за пределами Греции буквально неистовствовать, служа, конечно, чему угодно, но только не афонскому единству и т. д.
Одновременно с вышесказанным мы имеем дело с таким явлением, как начало посещений [Афона] священнослужителями Церкви Украины разных степеней в их новом качестве, когда они снабжены рекомендательными письмами из Вселенского Патриархата, в которых рекомендуются означенные в них лица, указывается их Церковь и их священный сан.
Этих визитов, несомненно, можно было бы избежать, либо они состоялись бы намного позже, если бы не было немедленного коварного вовлечения русскими в это дело Святой Горы Афон.
(Anonymous) on March 6th, 2019 02:30 pm (UTC)
МНЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВЕЛИКОЙ ЛАВРЫ, ИВЕРОНА, КУТЛУМУ
Так в итоге мы видим, что среди борющихся «титанов» наше священное место странным образом и без причины оказалось в эпицентре этой борьбы, как своего рода трофей, на который они претендуют, в то время как полностью игнорируется его каноническая зависимость от Вселенского Патриархата и политическая от греческого государства (как это определяется Уставом Святой Горы Афон). В итоге игнорируется сам его самоуправляемый статус, поскольку прилагаются усилия, чтобы развалить его путём коварной эксплуатации его привилегий, его необходимой монашеской обращённости к себе и его всевозможных проблем.
Включение монастыря св. Пантелеимона в т. н. зарубежные учреждения Московского Патриархата и открытие в Москве специального центра по его финансированию с целью его восстановления, руководствуясь намерением, как сказал президент России, «возродить монастырь во всем его величии, как это задумывалось нашими предками», вовлекло монастырь в сферу русских интересов и исказило бывшую до нынешнего дня его связь с Россией, превратив её из исторической, традиционной и дружеской в экономическую зависимость и внешнее наблюдение, сопровождаемое вызывающим беспокойство расширением российского вмешательства во все его внутренние вопросы, как, например: поминание за богослужениями имени Патриарха Московского в качестве Предстоятеля, что происходит по требованию Московского Патриархата и к тому же после поминания Вселенского Патриарха, местного епископа, в качестве Предстоятеля, – та же практика, что применяется в России.
С другой стороны, у нас есть заявления председателя т. н. «императорского палестинского общества России» и бывшего премьер-министра С. Степашина немецкому журналу der Spiegel, который говорит о том, что «тема Афона вообще не должна волновать Грецию. Афон – это самостоятельная монашеская республика, что-то наподобие государства Ватикан в Риме и что «у нас… проблемы не с Греческой Церковью, а со Вселенским Патриархом Константинопольским».
По ходу ради информирования следует заметить, что заместителем «императорского палестинского общества России» до своего избрания был Блаженнейший Патриарх Московский Кирилл, которые уже давно вовлечён в афонские вопросы, как, например, в вопрос монастыря Эсфигмен. В качестве председателя отдела внешних связей Российского Патриархата, убеждая Вселенского Патриарха не трогать оккупантов обители, он заявлял: «Во-первых, эта обитель дорога нам как место пострига родоначальника русского монашества преподобного Антония Печерского, во-вторых, всё, что происходит сейчас с Эсфигменом, напоминает нашим верующим печальную историю десятилетней давности, когда после подобной силовой акции Свято-Ильинский скит на Афоне, созданный трудами монахов и жертвователей из России, оказался недоступным более для русских иноков».
Всё это стоит в одном ряду с постоянно продвигаемыми «международным фондом наследия русского Свято-Пантелеимонова монастыря» необоснованными слухами о том, что «В 1920-е годы, когда курс греческого государства на эллинизацию Афона поставил препоны притоку русского монашества, стала приходить в упадок монашеская жизнь в скиту Новая Фиваида и в самом монастыре» и приводит нас к выводу, что предпринимается попытка манипуляции обителью, так чтобы не прямо поставить под сомнение её официальную связь с греческим государством (её невозможно поставить под сомнение), а представить её как связь оккупационную, связь деспотического господства, но не как естественное присутствие или историческое оправдание и законное присутствие эллинизма на правах своего естественного предка – византийской империи, как будто вовремя и не вовремя нуждающуюся во внешней поддержке и защите.
(Anonymous) on March 6th, 2019 02:39 pm (UTC)
МНЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВЕЛИКОЙ ЛАВРЫ, ИВЕРОНА, КУТЛУМУ
И, наконец, ко всему этому, как венец, добавляется и данное во время какого-то официального выступления Патриарха Московского знаменитое разрешение на то, чтобы русские паломники на Афоне причащались исключительно и только в монастыре святого Пантелеимона. Вот буквально эти слова: «Русские православные могут посещать «наш» монастырь святого Пантелеимона, который менее всего несет ответственность за пагубные поступки Константинополя». Публикация завершается словами: «Следует отметить, что слова Патриарха Кирилла вызвали бурные аплодисменты присутствующих клириков».
Интересно, бурные аплодисменты присутствующих клириков были вызваны фактом предоставления разрешения или фразой «наш»? Кроме того, в недавно поданном монастырём святого Пантелеимона мнении говорится о том, что «на протяжении веков» он является местом подвигов для многих поколений русских, увязывая всю свою аргументацию со святым Афанасием Афонским (т. е. косвенно возводя факт проживания русских в обители к Χ веку) и намеренно игнорируя всю драматическую историю конца XIX века, связанную с изгнанием греческих монахов из обители, панславизмом, послом Игнатьевым, Сан-Стефанским мирным договором 1878 года и созданием царским режимом «великой Болгарии» и, как следствие, Илинденским восстанием, которое имело своей целью присоединение Македонии к Болгарии, последующую борьбу за Македонию и нынешние перипетии в связи с македонским вопросом, чтобы не сказать об относительно недавней высылке российских дипломатов из-за их вмешательства в дела Греции (один из которых – вышеупомянутый председатель Императорского палестинского общества), а ещё о том, что Россия уже двадцать шесть лет признаёт государство Скопье в качестве «Македонии» и, наконец, совершенное устранение присутствия Афона из российского государства, несмотря на то что в течение веков он активно присутствовал там, а с 1650 года в самом центральном месте. И этого присутствия он насильно лишился и продолжает противозаконно быть лишённым до сего дня благодаря известным ухищрениями Русской Церкви.
Итак, всё это, а равно как и тот факт, что история русификации монастыря святого Пантелеимона насчитывает всего лишь 150 лет, это конкретное мнение, к сожалению, забывает. А объясняется это так: «чтобы сохранить невредимыми традиционные узы с Русской Церковью». При этом ссылаются на статью 9 Устава Святой Горы Афон, на самоуправляемый статус обители, который, как было сказано, в случае русского вмешательства нарушается разнообразными способами, но который, как мы видим, по отношению к Священному Киноту, греческому государству и Вселенскому Патриархату остаётся сильным и невредимым. Далее в этом же самом мнении со ссылкой на статью 184 о прозелитизме заявляется о том, что отныне и в дальнейшем монастырь святого Пантелеимона не будет принимать клириков из Церкви Украины и не будет совместно молиться с остальной афонской братией за богослужениями, на которых будет присутствовать таковой клирик. Если, например, в Священный Кинот-Эпистасию прибудет данный клирик, то представитель-эпистат монастыря святого Пантелеимона будет выходить из зала, а если тот зайдёт в Церковь, то будет выходить из храма. В этом месте невозможно не вспомнить аналогичные по своей аргументации письма и заявления зилотов из монастыря Эсфигмен 70-х годов прошлого века, которые привели к известным перипетиям саму обитель и проживающих в ней, нанесли нашему священному месту сильный удар и продолжают терзать его. И тогда, и сейчас кому-то что-то не понравилось, и тогда, и сейчас Вселенский Патриархат был только предлогом, даже если Русская Церковь не просто собеседует с Папой, но допускает и католических «священников» до сослужения, признавая их крещение и священный сан простой разрешительной молитвой (см. Приём католиков в Русской Церкви). Как же, интересно, совершающие такие священнодействия по приёму инославных русские епископы допускаются в монастырь святого Пантелеимона?
(Anonymous) on March 6th, 2019 02:41 pm (UTC)
МНЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВЕЛИКОЙ ЛАВРЫ, ИВЕРОНА, КУТЛУМУ
Почему в этом случае нет ни соблазна, ни протестов? Всем также известна в прошлом связь этого монастыря с раскольниками из Зарубежной Церкви, которые и служили в монастыре, и направляли в него людей на жительство (см. Αντώνιος-Αιμίλιος Ταχιάος: Η παρουσία Ρώσων μοναχών στον Άθω (11ος-20ος αι.) (14).
Там, очевидно, не было [такой] чувствительности. А может, в конечном счёте, критерий здесь не религиозный, а только этнофилетический?
В прошлом году и под предлогом урегулированного отныне вопроса монастыря святого Пантелеимона в районе Гуруноскита в Священный Кинот было подано письменное мнение, в котором были изложены разные проблемы, связанные с русскими устремлениями на Афоне, которые касались тогдашнего положения, но и приобретенного опыта служения в комиссии Священного Кинота по русским вопросам. Итак, там говорилось о русских целях на Афоне, о тождестве их с возрождающимися панславистскими устремлениями прошлого, да и вообще идущей из России попытке чрезвычайно подчёркивать измышленную и вычурную «инаковость» монастыря святого Пантелеимона, в противоположность прочим обителям. Наблюдая за текущими событиями и несмотря на заверения обители об обратном, можно констатировать, что с давних пор выражавшиеся опасения, к сожалению, подтверждаются, и обитель склоняется к изоляции и к тому, чтобы под внешне разумными предлогами стать орудием в руках чуждых по отношению к установлениям и статусу нашего священного места, которые, порождая здесь раскол, шум и разделение, и сея свои ухищрения в большом масштабе, нацелены на всю Святую Гору, чая достигнуть своей основной вышеуказанной цели, каковая заключается в манипуляцией монастырём святого Пантелеимона. В эту сеть не должен попасть ни этот монастырь, ни остальная Гора Афон.
После изложения нами вышеуказанных выводов и вопросов мы с братской любовью просим Священный Кинот принять во внимание следующие наши предложения:
• Этим шагом подать своё письменное мнение, что монастырь святого Пантелеимона нарушил принятое решение монастырей о том, чтобы проявить выдержку, которая простёрлась до того, что ради сохранения их единства и единомыслия предотвратила подачу соответствующего мнения монастырём Ставроникита. Поспешно и без должной осмотрительности оно по ошибке было принято во время чтения черновиков протоколов и легко перешло в протоколы собраний. По этой причине полагаем, что его необходимо направить в честной Вселенский Патриархат для разъяснения возражений и разрешения вопросов обители.
• Монастырь святого Пантелеимона должен выразить своё возражение на указ Московского Патриархата в отношении причащения русских верующих и присоединиться к общей практике остальных девятнадцати монастырей, которые не делают различия между русскими и не русскими православными христианами.
• Монастырь святого Пантелеимона должен прекратить поминовение за богослужениями двух предстоятелей и сообразовываться со статьей 5 Устава Святой Горы Афон.
• Священный Кинот не может ни принять, ни привести в действие мысль о применении различной практики в отношении рекомендательных писем клириков из автокефальной Церкви Украины, потому что это противоречит статье 173 Устава Святой Горы Афон, которая говорит следующее: «Ни один архиерей не может совершать священнодействия на Святой Горе, если он не будет снабжен письмом Вселенского Патриархата, в котором указывается, что он не имеет препятствий для совершения священнодействий, и без разрешения Священного Кинота или какого-либо монастыря… Любой клирик более низкой ступени должен иметь таковое письмо в Священный Кинот от своего церковного начальства». Рекомендательное письмо Священной Эпистасии является её обязательством по решению Священного Кинота; в ней же зачитывается соответствующее патриаршее письмо, а это рекомендательное письмо проистекает из патриаршего письма, выражает его подлинность, запечатлевает, согласно Уставу (ст. 5) «духовную юрисдикцию Великой Христовой Восточной Церкви на Святой Горе» и не может становиться предметом никаких переговоров.
(Anonymous) on March 6th, 2019 02:43 pm (UTC)
МНЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВЕЛИКОЙ ЛАВРЫ, ИВЕРОНА, КУТЛУМУ
• Священный Кинот не может ни принять, ни привести в действие мысль о применении различной практики в отношении рекомендательных писем клириков из автокефальной Церкви Украины, потому что это противоречит статье 173 Устава Святой Горы Афон, которая говорит следующее: «Ни один архиерей не может совершать священнодействия на Святой Горе, если он не будет снабжен письмом Вселенского Патриархата, в котором указывается, что он не имеет препятствий для совершения священнодействий, и без разрешения Священного Кинота или какого-либо монастыря… Любой клирик более низкой ступени должен иметь таковое письмо в Священный Кинот от своего церковного начальства». Рекомендательное письмо Священной Эпистасии является её обязательством по решению Священного Кинота; в ней же зачитывается соответствующее патриаршее письмо, а это рекомендательное письмо проистекает из патриаршего письма, выражает его подлинность, запечатлевает, согласно Уставу (ст. 5) «духовную юрисдикцию Великой Христовой Восточной Церкви на Святой Горе» и не может становиться предметом никаких переговоров. Непредоставление его является прямым оспариванием и оскорблением дающего рекомендацию Вселенского Патриарха, Священного Кинота и заинтересованного монастыря, а также прибывающего для визита клирика, который соблюдает канонический порядок и приезжает, имея разрешение и рекомендацию. Отказ в его выдаче также нарушает многочисленные решения и рекомендации Священного Кинота, в частности, монастырю святого Пантелеимона, многие гости которого в епископском сане по временам не заботились о том, чтобы получить рекомендательное письмо из Эпистасии или намного больше приступали к богослужению без разрешения Вселенского Патриархата. Наконец, нельзя, чтобы протестующие прятались за анонимностью Священного Кинота, перекладывая на него ответственность и ссылаясь на него, как на препятствие к совершению священнодействий данными клириками, поскольку совершение священнодействий в любом монастыре любым клириком регулируется самой обителью, в то время как гостеприимство, напротив, оказывается по традиции всем, независимо даже от религиозного исповедания.
• Наконец, если это внешнее вмешательство не прекратится, продолжая терзать наше священное место, и продолжатся попытки возложить на нас, как нашу собственную проблему, вопрос не афонского и недогматического характера, а пастырского значения, касающийся межцерковных отношений, то мы считаем, что это породит для нашего святого места огромную духовную проблему.
Представители монастырей:
Великой Лавры – иеромонах Никодим
Иверона – иеромонах Антоний
Кутлумуша – старец Филофей иеромонах
Эсфигмена – старец Гавриил иеромонах
(Anonymous) on September 29th, 2018 09:59 am (UTC)
Благодарим Вас
Весьма Благодарен Вам за четкое и ясное прояснения событий, происходящих ныне в Историко-Канонической жизни ПРАВОСЛАВИЯ.Какая идет профессиональная ЧИСТКА ВЕРОУЧЕНИЯ от недоброкачественных наслоений прошлого тоталитарного режима в тисках марксизма-ленинизма, диктовавшего свое толкование и понимание Святых Канонических Апостольских Правил, чтобы быть первыми МП среди равных в стране при партиях с моральным обликом господствующего атеизма. Господь открыл смелый Разум (racio) для Богодухновенных аналитических реалий понимания Апостольских Правил уважаемому господину российскому Академику Олегу Германовичу в единении экспертов научного коллектива Музея имени св. Андрея Рублева. .Благодарим Вас за прозрения нас в истине происходящего.= +А.В.= Следим за развивающимся Блоком.=
Архиепископ Даугавпилсский и Латвийский Viktor (Kontuzorov)
(Anonymous) on September 30th, 2018 06:36 pm (UTC)
Спасибо!
Какое счастье что в России есть Олег Германович!

Елена Асеева
(Anonymous) on October 4th, 2018 04:56 pm (UTC)
ὁ Τόμος Αὐτοκεφαλίας διά τήν Ἐκκλησίαν τῆς Οὐκρανία
Εἰς τήν Ἐκκλησίαν τῆς Οὐκρανίας ὑφίσταται ἐδῶ καί 27 χρόνια μία διάσπασις, ἡ ὁποία προκαλεῖ τήν ὀρθόδοξον ἐκκλησιαστικήν συνείδησιν. Μάλιστα μετά τήν προσάρτησιν τῆς Κριμαίας ἀπό τήν Ρωσσικήν Ὀμοσπονδίαν καί τόν συνεχιζόμενον πόλεμον εἰς τά ἀνατολικά τῆς Οὐκρανίας, ὑπάρχουν ἐνορίαι ὑπαγόμεναι εἰς τό Πατριαρχεῖον Μόσχας, εἰς τάς ὁποίας δέν μνημονεύεται οὔτε ὁ ἴδιος ὁ Πατριάρχης Μόσχας.
Ἡ μέριμνα τοῦ Οἰκουμενικοῦ Πατριαρχείου ἦταν καί εἶναι ἡ ἐπίλυσις τοῦ χρονίζοντος ἐκκλησιαστικοῦ προβλήματος εἰς τήν Οὐκρανίαν. Ἡ οὐκρανική ἐκκλησιαστική ἐπικράτεια, ἀντιστοιχεῖ εἰς τό ἥμισυ σχεδόν τῶν ἐνοριῶν καί κληρικῶν τῆς Ρωσσίας. Εἶναι ἡ κοιτίδα τῆς πνευματικότητός της. Κατά τόν Ἀνδρέαν Λουδᾶρον, «Ἡ Λαύρα τῶν Σπηλαίων στό Κίεβο εἶναι γιά τούς Ρώσους ὅ, τι γιά ἐμᾶς ἡ Ἁγία Σοφία. Καί ὁ Δνείπερος ποταμός, ὁ ὁποῖος περνᾶ ἀπό Ρωσία, Λευκορωσία καί Οὐκρανία εἶναι ὁ δικός τους Ἰορδάνης ποταμός μιᾶς καί ἐκεῖ, βαφτίστηκαν οἱ Ρώς καί ὁ πρίγκηπας τους ὁ Βλαδίμηρος …πρίν κἄν ὑπάρξει ἡ Ρωσία» (Ανδρέας Λουδάρος, Στο Κίεβο θα «χτιστεί» ή θα «γκρεμιστεί» η Τρίτη Ρώμη,10.09.2018; Ανδρέας Λουδάρος, Οι διάλογοι των Πατριαρχών Κωνσταντινουπόλεως και Μόσχας στην συνάντηση στο Φανάρι, 28.09.2018).
Τό Οἰκουμενικόν Πατριαρχεῖον ἀνταποκρίθηκε, ἔπειτα ἀπό 27 χρόνια ἀνεξαρτησίας τοῦ οὐκρανικοῦ κράτους, εἰς τάς 20 Ἀπριλίου 2018, εἰς τό αἴτημα ἱκανῆς μερίδος τοῦ πιστοῦ οὐκρανικοῦ λαοῦ, τῆς Ὁλομελείας τοῦ Κοινοβουλίου καί τοῦ Προέδρου τῆς Χώρας διά τήν ἐκχώρησιν τῆς Αὐτοκεφαλίας εἰς τήν Ὀρθόδοξον Ἐκκλησίαν τῆς Οὐκρανίας. Ἡ ἐκχώρησις Αὐτοκεφάλου δέν εἶναι ἀπειλή, τήν ὁποίαν ἐκτοξεύει ἡ Μητέρα Ἐκκλησία, ἀλλά ἀπάντησις εἰς τό δίκαιον αἴτημα μιᾶς τοπικῆς Ἐκκλησίας, ἐφ’ὅσον συντρέχουν κανονικοί λόγοι καί διοικητικαί ἀνάγκαι.
Ἄλλωστε εἶναι γνωστόν, ὅτι ὁ Τόμος Αὐτοκεφαλίας διά τήν Ἐκκλησίαν τῆς Οὐκρανίας, θά πρέπει νά ἐγκριθῇ ἀπό τήν Ἱεράν Σύνοδον τοῦ Οἰκουμενικοῦ Πατριαρχείου καί νά ἐπικυρωθῇ ἀπό τήν μέλλουσαν Πανορθόδοξον καί Οἰκουμενικήν Σύνοδον, ὅπως συνέβη καί μέ τάς Ὀρθοδόξους Σλαυικάς Ἐκκλησίας.
Ἡ ἀρνητική στάση τοῦ Πατριαρχείου Μόσχας, ἐφ’ ὅσον συνεχισθῇ καί μετά τήν ἔκδοσιν τοῦ Πατριαρχικοῦ καί Συνοδικοῦ Τόμου, περί παραχωρήσεως αὐτοκεφάλου καθεστῶτος εἰς τήν Ἐκκλησίαν τῆς Οὐκρανίας, συνιστᾶ Κανονικόν παράπτωμα, καί μάλιστα αὐτό τῆς ἀνυπακοῆς εἰς Συνοδικήν Ἀπόφασιν, διά τό ὁποῖον προβλέπει ὁ ς΄ Κανών τῆς 3ης Οἰκουμενικῆς Συνόδου τήν ποινή τῆς καθαιρέσεως διά τούς κληρικούς καί τόν ἀφορισμόν διά τούς λαϊκούς. «Στῶμεν καλῶς, στῶμεν μετά φόβου»!
Εἶναι γνωστόν ἄλλωστε, ὅτι ὅλα τά Αὐτοκέφαλα τῶν νεωτέρων Πατριαρχείων καί αἱ λοιπαί Αὐτοκέφαλαι Ἐκκλησίαι, ἔχουν Πατριαρχικόν καί Συνοδικόν Τόμον ἱδρύσεώς των, εἰς τόν ὁποῖον ἡ δικαιοδοσία τῆς κάθε αὐτοκέφαλης Ἐκκλησίας εἶναι καθορισμένη καί καταγεγραμμένη μέ τήν ὑπογραφήν τοῦ ἑκάστοτε Οἰκουμενικοῦ Πατριάρχου Κωνσταντινουπόλεως.
Ὡς ἐκ τούτου, οἱ Οὐκρανοί καθώς καί ὅλοι οἱ λαοί, οἱ καταγόμενοι ἐκ τῶν ἀρχαίων Ρώς, ὀφείλουν τήν χριστιανικήν πίστιν καί τήν Ὀρθοδοξίαν των εἰς τό Οἰκουμενικόν Πατριαρχεῖον, τό ὁποῖον ἀποτελεῖ τήν μητέρα Ἐκκλησίαν ὁλοκλήρου τοῦ Οὐκρανικοῦ λαοῦ, ὅπως καί ὅλων τῶν Ρώσσων, Λευκορρώσων καί ἄλλων λαῶν τῆς εὐρυτέρας περιοχῆς.
Ἡ Μητρόπολις Ρωσσίας ἀναγράφεται εἰς τά ἀρχαῖα ἐπίσημα συνταγμάτια τοῦ Πατριαρχείου Κωνσταντινουπόλεως, … (11ος αἰ.), ὡς ἑξηκοστή ἐπαρχία τοῦ Οἰκουμενικοῦ Θρόνου. Μετά τήν ἀνύψωσιν τῆς Μητροπόλεως Μόσχας εἰς Πατριαρχεῖον ἐπί Οἰκουμενικοῦ Πατριάρχου Ἱερεμίου Β΄ (1589), ἡ δέ Μητρόπολις Κιέβου ἐξακολουθοῦσε νά τελῇ ὑπό τό Οἰκουμενικόν Πατριαρχεῖον. Ἐάν ἀνατρέξωμεν εἰς τό Χρυσόβουλον, τό ὁποῖον ἔλαβεν τό Πατριαρχεῖον τῆς Μόσχας τό 1590 ἀπό τήν Κωνσταντινούπολιν, θα διαπιστώσωμεν ὅτι μέσα είς τάς δικαιοδοσίας της δέν συμπεριλαμβάνεται ἡ Μητρόπολις Κιέβου. Ὅταν τό 1654 ἡ Οὐκρανία ἑνώθηκε πολιτικῶς μέ τήν Ρωσσίαν, ἤρχισεν νά ὑποκινεῖται ζήτημα καί ἐκκλησιαστικῆς ἑνώσεως τῆς περιοχῆς αὐτῆς μέ τό Πατριαρχεῖον Μόσχας. Οἱ μητροπολῖται, ὅμως οἱ ἐπίσκοποι, ὁ κλῆρος, οἱ εὐγενεῖς καί ὅλος ὁ λαός τῆς Οὐκρανίας ἀπέκρουον ἐντόνως τήν ἕνωσιν.

Χρῆστος Κ. Τσούβαλης, Ἄρχων Ὀστιάριος τῆς Μ.τ.Χ.Ε., Θεολόγος