expertmus (expertmus) wrote in rublev_museum,
expertmus
expertmus
rublev_museum

Categories:

Свт. Григорий Палама в Риме (Ватикан)/ St. Gregory Palamas in Vaticano (Redemptoris Mater)!



#Музей имени Андрея #Рублева #Москвастобой Наша ACADEMIA! Во вторую неделю Великого поста, когда Церковь празднует триодную память свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитскаго († 14.11.1359), уместно напомнить о совершенно уникальном образе этого выдающегося святоотеческого богослова, который мало известен в России. Речь идет о необыкновенной мозаике, созданной совместно католиками и православными к 2000-летию христианства, которая ныне признана во всем мире как «новая Сикстинская капелла XXI века»: http://рускатолик.рф/29-okt/

Оригинал взят у expertmus в: https://expertmus.livejournal.com/217338.html

Прямо над св. престолом в папской капелле Redemptoris Mater в сердце Рима помещен мозаичный образ свт. Григория Паламы (см. video), который изображен вместе с прп. Иоанном Дамаскиным и Фомой Аквинским: https://sib-catholic.ru/pochemu-pravoslavnyie-pochitayut-svyatitelya-grigoriya-palamu/


За спиной у Папы Бенедикта XVI слева направо: прп. Иоанн Дамаскин, св. Фома Аквинский, свт. Григорий Палама (Giovanni Damasceno, Tommaso d'Acquino, Gregorio Palamas).

Столь редкий образ отца афонского исихазма на ватиканской мозаике появился отнюдь не случайно, а благодаря автору всей иконографической программы мозаики в папской капелле Redemptoris Mater заведующему сектором церковной археологии ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» проф. Олегу Германовичу Ульянову. До него над проектом новой ватиканской мозаики билось немало искусствоведов со всего мира, например, столичный мозаичист Александр Корноухов настоял на вызове в Рим доктора искусствоведения Ольги Си-гизмундовны Поповой (МГУ), однако она с этой задачей не справилась: https://expertmus.livejournal.com/88065.html




По словам автора иконографической программы мозаики в папской капелле Redemptoris Mater, «впервые замысел данного проекта возник в 1995 г. во время духовных бесед покойного папы Иоанна Павла II со своим духовником о. Фомой (Шпидликом). С этим выдающимся богословом, специалистом по восточной духовности, мне выпала честь быть знакомым вот уже на протяжении почти 15 лет. Именно он пригласил меня в Рим для разработки иконографической программы мозаики в 1996 г. До этого те или иные проекты, подготовленные разными искусствоведами Востока и Запада, потерпели фиаско, и не мудрено, ведь в них, как правило, оказывались произвольно смешаны различные иконографические композиции. Мне удалось сразу же найти основную идею «Небесного Иерусалима» и, самое главное, добиться того, чтобы доминировал образ Живоначальной Троицы Рублевского извода, да и среди святых помещены отцы исихазма — сщмч. Дионисий Ареопагит и свт. Григорий Палама! 23 апреля 1996 г. моя программа, к которой прилагался исполненный мной эскиз картона (см. фото), была представлена на суд кардинала Пьеро Марини, возглавляющего Папскую Литургическую Комиссию, который был просто поражен и тут же взял проект в Ватикан.

Предполагалось, что мозаика разместится на восточной стене (!) в папской капелле, посвященной Богородице - Матери Искупителя (лат. Redemptoris Mater). Эта капелла, одна из семи папских капелл, находится на втором этаже Апостольского дворца в Ватикане и попасть в нее можно через вторую лоджию Браманте. Капелла была создана в 1580 г., во времена понтификата Папы Григория XIII (1572–1585). Первоначально она называлась «Капелла Матильды», но была переименована папой Иоанном Павлом II в год Богородицы, отмечавшийся в 1987–1988 гг.

1 ноября 1996 г. праздновалось 50-летие иерейской хиротонии Иоанна Павла II, и коллегия кардиналов приняла решение выделить средства на восстановление личной папской капеллы, в рамках которой и была выполнена по моей иконографической программе юбилейная мозаика художественной мастерской под руководством о. Марко (Рупника). После завершения всех восстановительных работ папа Иоанн Павел II освятил 14 ноября 1999 г. юбилейную мозаику, под которой находится св. престол»: https://rublev-museum.livejournal.com/145769.html

Уникальная мозаика воплотила основную богословскую идею «Небесного Иерусалима», причем доминантой стал всемирно известный образ «Живоначальной Троицы» великого иконописца прп. Андрея Рублева († 17.10.1428), а среди святых помещены отцы исихазма - сщмч. Дионисий Ареопагит и свт. Григорий Палама. Причем мозаичный образ свт. Григория Паламы, как сообщил на своей творческой встрече в Институте св. Фомы проф. Олег Германович Ульянов, был выполнен самым первым и уже 23 апреля 1996 г. передан вместе с авторским эскизом всей мозаики папскому обер-церемониймейстеру Пьеро Марини, которого часто называли «литургистом века»: http://sfoma.ru/events/archive-2019/176-the-sistine-chapel-of-the-xxi-century-creative-meeting-with-professor-oleg-ulyanov



Согласно авторскому замыслу, свт. Григорий Палама должен быть изображен в среднем ряду среди святых отцев - учителей Церкви, чей ряд образует своеобразное подножие трона, на котором восседает Дева Мария с Богомладенцем, подобно тому как писания св. отцев - это краеугольные камни Церкви («In corrispondenza con questi triadi angeliche vegono strutturate intorno alla Madre di Dio tre ordini. Nella fila superiore è l'ordine delle dominazioni monastiche — i fondatori dei conventi in Occidente: Antonio, Pacomio, Benedetto, Francesco d'Assisi, Domenico, Ignazio di Loyola. Poi in Oriente: Antonio di Pecersk, Teodosio, Sergio di Radonez, Giovanni di Rila, Nil Sorskij, Saba Serbo. La fila media è costituita da santi Padri. I dottori della Chiesa occidentale: Agostino, Gregorio M., Girolamo, Ambrogio, Tommaso d'Acquino, Giovanni della Croce. Dalla Chiesa orientale: Atanasio, Dionigi Areopagita, Costantino-Cirillo, Giovanni Crisostomo, Giovanni Damasceno, Gregorio Palamas. Questa fila rappresenta lo sgabello del trono sul quale siede la Madre di Dio con il Bambino divino, dando che gli scritti dei Padri sono come le pietre angolari della Chiesa»).

Помимо этого, учение свт. Григория Паламы было неоднократно процитировано проф. О.Г. Ульяновым в его иконографической программе ватиканской мозаики, прежде всего, из области тринитарного богословия: «Святую Троицу возможно созерцать лишь в ее икономии, во время Божественного раздаяния. Поэтому ниже Св. Престола Живоначальной Троицы помещена надпись - «DIVINAE COUSORTES NATURAE» («причастники Божественного естества» ἵνα … γένησθε θείας κοινωνοὶ φύσεως - 2 Пет. I, 4). Мы не можем быть причастниками ни сущностей, ни ипостасей Святой Троицы, но мы приобщаемся Божественной благодати, изливаемой на Евхаристии. По учению свт. Григоря Паламы, поскольку благодать явилась благодаря Боговоплощению в человеческой природе Христа, то мы приобщаемся Божественному естеству в момент Евхаристии» («La SS. Trinità si può contemplare solo nella sua oikonomia, nella sua distribuzione divina. Perciò sotto il santo altare si trova l'iscrizione: DIVINAE COUSORTES NATURAE (“partecipi alla natura divina”, 2 Pt 1, 4). Noi non possiamo partecipare all'essenza divina né alle Ipostasi della SS. Trinità, ma noi riceviamo la grazia divina che ci si comunica nell'Eucaristia. Secondo l'innsegnamento di san Gregorio Palamas, ci avviciniamo alla natura di Dio nel momento dell'Eucaristia nel modo in quanto questa grazia è apparsa nell'Incarnazione nella natura umana di Cristo»): https://rublev-museum.livejournal.com/145769.html

В этой связи вспоминается одна из проповедей о. Всеволода Шпиллера 22.03.1981 г. на вторую седмицу Великого поста, где было замечено, что «Григорий Палама свой “Томос” начинает замечательными словами, словами, взятыми у апостола Павла. “Мы - причастники Божества”, - говорит святой Григорий Палама. Апостол Петр сказал даже сильнее: “Мы - причастники Божественного естества”. Вот кто такой человек, вот что такое человек!»: http://www.golubinski.ru/ecclesia/spiller/palama.htm


Так, в своей проповеди на Великую субботу свт. Григорий Палама учил о том, что вочеловечение Слова Божия показало существование лиц Святой Троицы и не позволило человеку считать Бога простой энергией, проявляющейся и видимой в творении (Гомилия 16 «О домостроительстве воплощения Господа нашего Иисуса Христа» // PG 151. Col. 201D-204B).

Сам свт. Григорий Палама в своих трактатах нередко ссылается на свт. Афанасия Великого, который говорит на сей счет следующее: «Что мы называемся причастниками Христа и причастниками Бога, показывает наше помазание и запечатление, не имеющее природы рожденного» (PG 26. Col. 585BC). Кроме того, евхаристическое богословие свт. Григория Паламы основано на учении свт. Василия Великого, который говорит «О троическом богословии» (Περί θεολογίας τῆς ἁγίας τριάδος): «Святой Дух недоступен по природе, вместим по благости» (свт. Василий Великий. О Святом Духе. De Spirit. Sanct. 9, 22 // PG 32. Col. 108С; Sur le Saint-Esprit / Introd., texte, trad. et notes par B. Pruche. (SC; 17bis). P., 1968).





Крайне примечательно, что папа Иоанн Павел II, внимательно ознакомившись с богословской программой проф. О.Г. Ульянова, разработанной в Риме 22.04.1996 г., уже на следующий год помянул свт. Григория Паламу в ходе своей аудиенции 12.11.1997 г.: «почитание Марии представляет собой важный элемент общения между католиками и православными. Однако остаются некоторые разногласия относительно догматов Непорочного Зачатия и Успения, даже если эти истины впервые были изложены некоторыми восточными богословами - достаточно вспомнить таких великих писателей, как Григорий Палама (†1359), Николай Кавасила († после 1369) и Геннадий Схоларий († после 1472). Эти разногласия, однако, являются, возможно, скорее вопросом формулировки, чем содержания, и никогда не должны заставлять нас забывать нашу общую веру в божественное материнство Марии, ее вечную девственность, ее совершенную святость и ее материнское заступничество за своего Сына. Как напомнил ВТОРОЙ Ватиканский собор, этот "пылкий порыв" и "благочестивый ум" объединяют католиков и православных в преданности Божией Матери»: http://www.vatican.va/content/john-paul-ii/en/audiences/1997/documents/hf_jp-ii_aud_12111997.html



К вящему сожалению, иконографическая программа ватиканской мозаики проф. О.Г. Ульянова, которую благословил папа Иоанн Павел II, сильно пострадала в ходе её воплощения в папской капелле Redemptoris Mater мозаичистом Александром Корноуховым, допустившим столь серьёзные огрехи и существенные искажения, что был даже отстранен от работы по мозаике. Следствием этих волюнтаристских вмешательств стал тот непоправимый ущерб, что свт. Григорий Палама оказался смещен в самый нижний ряд (см. фото).

Подробнее об авторе иконографической программы ватиканской мозаики: академик Олег Германович Ульянов, доктор исторических наук, профессор, заведующий сектором церковной археологии ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева», действительный член Iuris Canonici Medii Aevi Consociatio (ICMAC Society for Medieval Canon Law): https://www.famous-scientists.ru/16136

Эксклюзивные авторские материалы по работе над ватиканской мозаикой были представлены акад. О.Г. Ульяновым в 2017 г. на пленарном заседании Международной научной конференции к 260-летию со дня основания Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге (Ульянов О. Г. Римский topos образа: художники Императорской Академии художеств XVIII–XX веков и «новая Сикстинская капелла XXI века» (Redemptoris Mater, Ватикан) // Академия художеств в прошлом и настоящем. Международная научная конференция РАХ к 260-летию со дня основания / Институт им. И.Е. Репина; науч. Ред. Ю.Г. Бобров. СПб., 2018. С. 312-321). Иллюстрации: https://elibrary.ru/download/elibrary_37642542_83084847.pdf

См. также: Ульянов О.Г. Богословие образа в исихазме (византийский паламизм и его новейшие интерпретации) // Международная научно-богословская конференция «Православное богословие: традиции и современность» (при поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви и Фонда Президентских грантов). М.: МПДА, 2020: https://www.academia.edu/45580296

Лексина О.И. Соединение восточной и западной христианских традиций в мозаиках Марко Рупника в Кафедральном соборе св. Девы Альмуденской в Мадриде // Канон. Проблемы художественно-временного образа исторически сложившихся церковных зданий и храмового пространства: XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения: "Великая Победа: наследие и наследники", 24 января 2020: международная научная конференция. М.: Изд-во Московской государственной художественно- промышленной академии (МГХПА), 2020. С. 243-248.

Один из первых откликов на сенсационное появление образа свт. Григория Паламы на ватиканской мозаике к 2000-летию христианства оставил монах Диодор (Ларионов): https://danuvius.livejournal.com/190023.html

«C 1999 г. в сердце Ватикана (папской Капелле Redemptoris Mater) среди прочих изображений святых находится и иконографическое изображение святителя Григория Паламы (по соседству с Фомой Аквинским). Мозаика была заказана Ватиканом к 2000-летнему юбилею христианства. Автор проекта – искусствовед музея им. Андрея Рублева О.Г. Ульянов. Вот здесь его статья о концепции изображений в Капелле (там все выполнено с учетом учения об иерархии св. Дионисия Ареопагита). Исполнителем мозаики оказался известный художник Марко Рупник (иезуит), который постарался выполнить работу в восточно-православном стиле. По-моему получилось хорошо. Ульянов в статье подробно описывает положение святых, но я так и не понял, где, согласно его описанию, искать святителя Григория (по его описанию, там явно кто-то другой). Вот изображение:
Мне кажется, что Святитель в нижнем ряду первый слева от центра (ближайший к Божией Матери), т.к. узнается его залысина (известная по иконе из собрания музея им. Пушкина). Полную мозаику святых в Redemptoris Mater я нашел здесь (если кому интересно; но там, к сожалению, очень мелко).
Не знаю, чтят ли католики святителя Григория Паламу официально (хотя о чем может говорить иконографическое изображение в Ватикане?), но сам факт очень обнадеживающий.  Может, конечно, они только ради экуменизьма поместили его мозаику (и мозаики других святых, напр. Нила Сорского) в папской Капелле и совсем не интересуются учением Паламы, но кто знает  – может, следующее поколение уже от икон перейдет к текстам... Хотя, среди западных ученых уже заметен интерес и к богословию Григория Паламы (достаточно назвать Синкевича или Флогауса, из самых серьезных)... Поживем, как говорят, увидим»: https://danuvius.livejournal.com/208743.html

Читать полностью: https://yablor.ru/blogs/nel-cuore-del-vaticano/635282

См. о нём: https://rwmios-f.livejournal.com/96753.html

https://rwmios-f.livejournal.com/43030.html

Монах Диодор Ларионов: "Кураев - шулер": https://www.facebook.com/mon.diodoros/posts/876454402453417

Вопреки распространенным в литературе ошибочным представлениям, которые всячески тиражирует член Синодальной Богослужебной комиссии Русской Православной Церкви (с 2015) Михаил Желтов, есть все основания считать, что патриарх Константинопольский свт. Филофей (Коккин), автор первоначальных службы и Жития свт. Григория Паламы (по собственному свидетельству свт. Филофея в томосе Собора 1368 г.; см.: PG. 151. Col. 711), установил именно триодную память святого (Meyendorff J.Introduction à l'étude de Grégoire Palamas. Paris, 1959. P. 169; Les Regestes des actes du Patriarcat de Constantinople, N 2540).

Критикуя диак. (ныне прот.) Василия Волудакиса, который изучил рукописные собрания Греции с целью анализа данных греческой рукописной традиции службы свт. Григорию Паламе во 2-ю неделю Великого поста, Михаил Желтов лукаво приписывает себе находку наиболее раннего свидетельства о появлении триодной памяти свт. Григория Паламы, неупоминаемого Волудакисом, которое содержится в рукописи Vindob. Gr. Theol. 187. Fol. 72, ок. 1500 г.): http://www.patriarchia.ru/db/text/206692.html

На самом деле этот источник был упомянут еще в 1910 г. известным литургистом проф. СПбДА И.А. Карабиновым в его работе, посвященной Постной Триоди (Карабинов И.А. Постная Триодь. Исторический обзор плана, состава, редакций и славянских переводов. СПб., 1910. С. 396: «См. также De-Nessel, Catalogus... bibliothecae Caesareae Vindobonensis, MDCXX, p. 276 (cod. CLXXVII)»), о чем умышленно умолчал член Синодальной Богослужебной комиссии Михаил Желтов.

Полную ошибочность мнения М.С. Желтова, что инициатива установления триодной памяти свт. Григория Паламы якобы принадлежала Константинопольскому патриарху (6.01.1454 - май 1456; 1463; авг. 1464 - авг. 1465) Геннадию II Схоларию (Γεννάδιος ὁ Σχολάριος, в миру - Георгий Куртесий), показывает внимательное изучение основных источников по данной теме. Известно, что канон свт. Григорию Паламе, который написал сам патриарх Геннадий Схоларий содержит в богородичнах акростих «Схоларий», а вовсе не «Георгий», как канон Триодного последования свт. Григория Паламы без акростиха в тропарях, поэтому предположение диак. Василия Волудакиса об авторстве триодного канона, которое Михаил Желтов распространил на атрибуцию всей Триодной службы, неверно (Boloudakes B. Akolouthia tou en hagiois patrou hemon Gregoriou archiepiskopou Thessalonikes tou Palama. Peiraieus, 1978. S. 40).

Причиной столь серьезной ошибки члена Синодальной Богослужебной комиссии Михаила Желтова стало весьма слабое знание им всего просопрографического материала по исихазму в Византии. Достаточно назвать имя протодьякона Георгия Пердики, дикеофилака и великого ризничего Великой Церкви (экзарха митрополии Фессалоник – sic!), который был послан патриархом Филофеем на Русь доставить патриаршее благословение прп. Сергию Радонежскому: https://expertmus.livejournal.com/54901.html

Подробнее: Ульянов О.Г. «Диатаксис» патриарха Филофея: древнейшая редакция по афонским спискам и в переводе митрополита Киприана (Vat. slav. 14) // Палеография и кодикология. 300 лет после Монфокона. М., 2008. С. 211-225.

См. также статью «Святитель Григорий Палама как святогорец»: http://expertmus.livejournal.com/127975.html

Исихазм и русская живопись XIV-XV вв. (окончание): http://expertmus.livejournal.com/24339.html

См. продолжение об исихазме: http://expertmus.livejournal.com/24118.html


© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество – сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html


#МузейРублева #МузейАндреяРублева #музей_имени_Рублева #МузейноеЕдинство #rublevmuseum #andreyrublevmuseum
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
@ Музей Андрея Рублева
Tags: "Живоначальная Троица" Андрея Рублева, "Троица" письма прп. Андрея Рублева, #andreyrublevmuseum, #rublevmuseum, #Москвастобой, #Музей, #МузейАндреяРублева, #МузейРублева, #МузейноеЕдинство, #Рублева, #музей_имени_Рублева, Музей имени Андрея Рублева, СМИ о ЦМиАР, иконопись, исихазм, лекторий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments