expertmus (expertmus) wrote in rublev_museum,
expertmus
expertmus
rublev_museum

Categories:

RIP: реставратор ВХНРЦ Адольф Николаевич Овчинников (1931-2021)



#Музей имени Андрея #Рублева #Москвастобой Намедни, на 90-м году жизни, скончался художник-реставратор высшей квалификации Адольф Николаевич Овчинников (1931-2021). В соболезновании патриарха Кирилла в связи с его кончиной содержатся грубые ошибки: «об актуальности работы говорит тот прискорбный факт, что из восьми храмов, фрески которых были им полностью скопированы, половины уже не существует»: http://www.patriarchia.ru/db/text/5799666.html

На самом деле, как подсчитал сам Адольф Овчинников, за многие годы работы им были скопированы фрески восьми древних храмов и монастырей, половины из которых уже не существует: «приедешь на другой год – уже нет этой композиции». Дело не только во времени и естественных разрушениях: по его словам, в последнее время, благодаря новым технологиям, фрески научились воровать, а потом вывозить за границу и продавать (особенно в Грузии). Таким образом, речь идет об утраченных композициях фресок, а вовсе не об исчезнувших храмах, как ошибочно сказано в соболезновании главы РПЦ.

Странно, что патриарх Кирилл не внял доводам А.Н. Овчинникова, который относил чудотворную икону «Богоматерь Свенская-Печерская» - к эпохе прп. Алимпия, т.е. к концу XI в. (Овчинников А.Н. Иконы «Святой Пантелеимон» и «Богоматерь Свенская-Печерская» // Символика христианского искусства. М., Родник, 1999. С. 428.), что повторяет атрибуцию И.Э. Грабаря (Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1966. С. 157). Для обоснования датировки Овчинников привёл следующие аргументы: «Палитра более чем скромна: листовое золото, белила свинцовые - грубые и тонкие в зависимости от назначения, аурипигмент и реальгар, киноварь, земляная краска железноокисная, глауконит (земля зеленая), лазурит, чернь, умбра ... В живописи можно найти много точек соприкосновения с живописью Синая: https://expertmus.livejournal.com/76871.html

Адольф Николаевич Овчинников родился 19 декабря 1931 г. в Брянской области. В 1949 г. он поступил в художественно-ремесленное училище в Москве, где окончил отделение монументально-декоративной живописи. После обучения пришел в 1952 г. на должность художника-реставратора в Исторический музей. Правда, в Историческом музее Адольф Овчинников пробыл недолго. Виктор Васильевич Филатов его переманил во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени Грабаря, где Овчинников задержался на пятьдесят с лишним лет.

Одной из первых икон, расчищенных Адольфом Овчинниковым в мастерских Грабаря в 1960 г., стал образ «Чудо Георгия о змие» конца XIV в. (The Miracle of St George and the Dragon / Black George). После расчистки стало ясно, что икону поновляли несколько раз. Под слоем XVIII в. открылся слой XVII в. а, далее, слой XIV в. Икона была признана безусловным шедевром древнерусской иконописи. После отъезда в эмиграцию в 1973 г. Мария Розанова выгодно продала икону на аукционе «Axia Art Islamique et Byzantin» (dealer/auction house; Liechtensteiner), откуда она была закуплена в Британский музей в 1986 г.: https://rublev-museum.livejournal.com/486268.html

В 1980 г., когда реставрировался Благовещенский собор Московского Кремля, Овчинников получил уникальную возможность снять кальки с икон Феофана Грека и прп. Андрея Рублева: «я просто договорился с начальством кремлевским, брал любую на этот момент свободную икону, лавсан на нее натягивал и все, что вижу, кроме всяких гвоздиков, это фотография сделает лучше. А мне нужно было докопаться до авторского понятия».

Адольф Николаевич Овчинников занимался реставрацией древнерусской живописи без малого 60 лет. Методика, которую он использовал, весьма проста и никакого секрета в ней нет. Перед тем, как приступить к реставрации, Овчинников копировал икону на прозрачную пленку: «Сначала я делаю сохранные места, чтобы войти в его интонацию. А потом уже… Когда мост проломан, машина, если на большой скорости, может перескочить, а на малой она туда и рухнет. Так и здесь: вы, когда уже сохранные элементы копируете, вы постепенно входите в суть этой вещи. Тогда вы можете соединить оборванную линию».

По словам А.Н. Овчинникова, «искусство - это то, что связывает в единое любые факты, превращая материальное в духовное. Андрей Рублев каждый день писал и каждый же день с помощником ходил любоваться на работу мастеров пресловущих. Значит, и у Рублева были авторитеты, значит, и он любовался этим языком. Если я плохо вижу, то надеваю очки и вижу лучше, а еще лучше - если смотрю через микроскоп. Это называется удлинением возможностей. И получается что-то. Только тогда человек оказывается способен почувствовать каждый лик на иконе. Даже написанный размером в три миллиметра».

Однако реставрационную «методику» ВХНРЦ имени Грабаря в пух и прах буквально разнёс Председатель всероссийской ассоциации реставраторов Савва Ямщиков, который поведал без обиняков, что на самом деле «творится» с иконами в этом заведении: «Одна из причин, побудивших меня покинуть любимую Марфо-Мариинскую обитель, было то, что в коллективе реставраторов высочайшего класса, к сожалению, тон задавали люди тщеславные, амбициозные. Это о них пушкинские строки: “Художник-варвар кистью сонной картину гения чернит”. Меня совершенно не устраивали методы, которыми они руководствовались при раскрытии и восстановлении драгоценных иконописных реликвий, обращении с авторской живописью. Особенно же разгул “кисти сонной” проявился при повальном дописывании древних икон. Новый левкасный грунт наносился на старые доски без всякой меры и тщания. Сказано в Евангелии: “Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого – дыра будет еще хуже”. Так было с реконструируемыми и дописываемыми иконами. Совсем немного прошло времени, и новый грунт отрывался от старого; лаковые покрытия, хорошо смотрящиеся на древних фрагментах, проседали и разлагались на доделанных плоскостях. Я, конечно, не мог выдержать такого варварства и однажды на специальном совещании продемонстрировал три десятка ярких примеров подобных экспериментов. Оппоненты пытались подвести научную базу под свои шаткие аргументы, но доказательства оказались надуманными, высосанными из пальца. К счастью, в других реставрационных мастерских (Русский музей, Музей имени Андрея Рублева и некоторые провинциальные музеи) придерживались принципа минимального вмешательства в структуру древних икон»: https://rublev-museum.livejournal.com/6841.html

Что уж тут говорить о том чудовищном факте, который хорошо известен среди музейщиков, что реставраторы ВХНРЦ имени Грабаря питали слабость не только к «дописыванию» древних икон, но и к портретированию себя любимых в церковной иконографии на древних иконных досках, особенно к разным юбилеям и сабантуям.

Портрет художника-реставратора, заслуженного деятеля искусств РСФСР Адольфа Овчинникова ( см. фото). Монограмма автора Ш.К 1967.
Написан на старинной иконной доске, темперными красками.
51 х 40.



К числу постыдных деяний ВХНРЦ и лично Адольфа Овчинникова относится участие в пиаре политически ангажированной «Новорусской Богоматери», о которой в своей рецензии сотрудник ВХНРЦ искусствовед А.Н. Овчинников оставил хвалебные строки: «в современной иконописи масштабные явления начали терять свою актуальность и, к сожалению, возникают крайне редко. Поэтому написание большой иконы Сергеем Сергеевичем Куракиным следует считать обращением к церковной истории в иконописи. Пришло время воплотить не только в бетоне или бронзе трудную историю православия, но и вернуть духовную значимость мученических подвигов, военных потерь и побед современной эпохи, так как без правильного осмысления и духовной оценки страшнейшей из эпох «возрождение» Церкви будет кратковременным. И чтобы не повторялись смутные времена, иконы-летописи становятся насущно необходимым трудом, требующим не только всеобщего одобрения, но и профессиональной помощи и поддержки ... Икона «Богоматерь Новорусская, в клеймах» написана с соблюдением традиций древнерусской иконописи и представляет собой художественную ценность» (см. фото): https://expertmus.livejournal.com/143702.html

Реставратор Адольф Овчинников и сам не чурался «дописывать» не только иконы, но и фрески, достаточно упомянуть храм Успения Божией Матери на Рублево-Успенском шоссе, где выполнена роспись по сырой штукатурке «в стиле XVII в.» под руководством известного реставратора Адольфа Овчинникова: https://expertmus.livejournal.com/160455.html

Джованна Парравичини, советник представительства Мальтийского ордена в РФ, рассказала, что их первое знакомство с Адольфом Овчиннковым состоялось в 1990 г. в Риме, на выставке «100 шедевров из российских музеев» в Ватикане: «нас познакомил о. Александр Мень, который тогда сказал: «Это великий мастер, великий реставратор, вы можете многому научиться у него». Мы тогда подошли с трепетом, и Адольф Николаевич согласился приехать в нашу иконописную школу в Сериате. Он провел с нами месяц. Для нас это было открытие целого мира смыслов – это было новое рождение нашей иконописной школы»: https://expertmus.livejournal.com/161935.html

Иконописец из России на службе у масонов: https://expertmus.livejournal.com/73559.html


Овчинников А.Н. Символика христианского искусства.  М., 1999. pdf
(текст в авторской орфографии)
От автора с. 6
Символика нимба с. 10
Посох-жезл. Преемственность символических образов древнейших религий (Египта и стран Ближнего Востока) в христианской культуре с. 68
Символика белого цвета с. 106
Символика красного цвета с. 121
Богоматерь "Умиление" XVI в. из Никольской церкви Любятовского монастыря в Пскове с. 149
"Вход Господень в Иерусалим и обращение Закхея". Рельеф кафедры архиепископа Максимиана с. 184
"Тайная вечеря" Трапезундского Евангелия с. 190
Шиферное "Распятие" XIII в. из коллекции Новгородского музея с. 206
Копия-реконструкция как метод восстановления утраченной иконографии (на примере композиции "Страшный суд" в Атени) с. 223
Христос-Иерей с. 252
Защитники Церкви с. 322
Трехчастная новгородская икона XV в. из собрания Третьяковской галереи с. 355
Житийная икона первомученика архидиакона Стефана с. 370
Киликийский крест с. 397
Иконы "Святой Пантелеимон" и "Богоматерь Свенская-Печерская" в свете реставрационного исследования с. 410
Общность принципов письма в средневековых восточнохристианских фресках и миниатюрах с. 430
О санкире с. 436
Из опыта реконструкции древних икон с. 460
Список иллюстраций с. 507
Список сокращений с. 519
Содержание с. 520

UPD. TOP-500


© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество – сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
#МузейРублева #МузейАндреяРублева #музей_имени_Рублева #МузейноеЕдинство #rublevmuseum #andreyrublevmuseum
@ Музей Андрея Рублева
Tags: #andreyrublevmuseum, #rublevmuseum, #Москвастобой, #Музей, #МузейАндреяРублева, #МузейРублева, #МузейноеЕдинство, #Рублева, #музей_имени_Рублева, Русская Православная Церковь, досье, древнерусское искусство, иконопись, лженаука, расследование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments